разработка урока по истории Казахстана на тему Ремесло, архитектура и искусство в IX -XIIIвв. 7 класс


Урок
Тема урока: Ремесло, архитектура и искусство в IX-XIII вв.
Цель урока:познакомить учащихся с развитием искусства ремесла, торговли.
Образовательные задачи: способствовать формированию представлений об особенностях развития в IX-XIII вв. ремесел, торговли и сельского хозяйства, о их социально-экономической роли в жизни общества.
Развивающая цель: развитие познавательного интереса у учащихся, умение грамотно излагать свои мысли на поставленные вопросы.
Воспитательная цель: на основе изложения материала об особенностях экономического развития общества воспитать трудолюбие, целеустремленность, терпение.
Основные понятия: кузнечное дело, ювелирное ремесло, обработка кожи, обменная торговля, городская культура.
Ход урока
I.Организационный момент: проверка готовности к уроку.
II. Основная часть:
Закрепление пройденного материала:
Каким было устройство средневековых городов на территории Казахстана?
Какая часть города была самой красивой и почему?
Что понимается под благоустройством городов?
Вопрос: Какая тема нашего урока?
Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя:
Рост городского населения повлиял на увеличение объема производства предметов повседневного обихода. В городах стали действовать различные производства, выросло количество ремесленных мастерских – гончарных, кузнечных, стекольных, ювелирных, деревообрабатывающих и др.
В ходе археологических раскопок обнаружены остатки гончарных мастерских в городах Отрар, Куйрыктобе, Талгар, Тараз.
Стекольное производство в Х веке развивалось в Отраре, Таразе, Туркестане
Остатки кузнечных мастерских обнаружены недалеко от Алматы, в Талгаре.
В средневековых захоронениях обнаружены ювелирные изделия.
Города стали основными центрами торговли и ремесла.
Торговля осуществлялась путем обмена товарами или продажи за деньги. Огромное влияние оказала на развитие ремесла рост городов и торговые дороги – (ВШП)
Один из важных показателей торговли – это рост денежного оборота.
Монетные дворы имелись в городах Испиджаб, Отрар, Фараб.
О развитии земледелия свидетельствуют дамбы, возведенные на реке Арысь при ее впадении в Сырдарью. Само расположение городов по берегам рек Сырдарья, Чу, Талас говорит о развитии поливного земледелия.
Архитектура средневековых городов – просмотр презентации.
Развитие искусства и ремесел у оседлых жителей и кочевников – работа в группах.
1 группа. Охарактеризовать развитие ювелирного искусства, определить характерные черты.
2 группа. Охарактеризовать развитие гончарного дела, егохарактерные черты.
3 группа. Охарактеризовать развитие ремесел, связанных с обработкой металлов.
4 группа. Охарактеризовать ремесла по обработке дерева, кожи, шерсти и другого ремесла кочевников.
Выступление групп – заполнение таблицы:
Ремесла оседлых жителей Ремесла кочевников
.
III. Закрепление
Какие ремесла были распространены у кочевников, а какие у горожан и почему?
Как образ жизни и тип хозяйства оказывали влияние на специализацию ремесленников?
Что стимулировало развитие торговли?
Чем характеризуется мусульманское изобразительное искусство, в чем его особенности?
Почему средневековые зодчие уделяли большое внимание строительству бань?
IV.Домашнее задание: параграф 17, ответы на вопросы и задания к параграфу