Исследовательская работа Ремесло Керамика


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
МОБУ «Желтинская СОШ»
«Керамическое чудо»
Работу выполнила: Абдуллина Руфина,
Ученица 6 класса МОБУ «Желтинская СОШ»
Руководитель: Динмухаметова Р.З.
Учитель МОБУ «Желтинская СОШ»
Оглавление
Введение
Характеристика объекта исследования
История возникновения керамики
Типы и назначение сосудов
Керамика Южного Урала
Знакомство с ремеслом семьи Абдуллиных
Результаты исследования
Вывод
Список литературы
Введение
Люди издавна придавали огромное значение глине. Из глины научились делать множество полезных предметов: кирпич, которые сушили на солнце или обжигали в печи, тарелки, горшки для варки пищи, сосуды для хранения масел и зерен, детские игрушки. Недаром существует миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Данная тема мною была выбрана в связи с тем, что изучая культуру Древней Греции на уроках истории, мне захотелось больше узнать о керамике.
Актуальность:
В современном мире появилось много новых материалов, которые человек использует в хозяйственной деятельности, и люди забывают о материале, который использовался нашими предками, - глине, благодаря которому мы узнаем историю развития ремесла. Этот материал имеет огромное значение и сейчас. 
Проблема:
Как сделать, чтобы дети и взрослые с большим уважением относились к работе гончара? Что я могу сделать, чтобы люди ценили предметы гончарного искусства?
Цель исследования: Знакомство с историей возникновения керамики и керамикой народов Южного Урала.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу
2. Познакомиться с материалами из интернета
3. Описать керамическое ремесло семьи Абдуллиных
4. Обобщить собранный материал
5. Создать презентацию мастерской семьи Абдуллиных
Объект исследования: керамика народов Южного Урала
Методы исследования: Работа с литературными источниками, интернет – ресурсы записать название сайта валерикаСамо слово «керамика» пришло к нам из Греции. В переводе означает «глина». Действительно, к керамическим изделиям относят посуду или другие вещи из глины с различными примесями, которые обжигаются до твердого состояния, за счет чего ими и приобретаются свойства огнеустойчивости и прочности. Именно это и позволяет широко использовать их в left219710быту.
 Керамика имеет поистине безграничные эстетические и функциональные возможности. Это идеальный материал для архитектуры, скульптуры, дизайна и других декоративных искусств. Как известно, глина повсеместно распространена, в природе она бывает разных цветов — белая, красная, серая, зеленая, желтая, черная. И только после процесса обжига в печи она приобретает красный или же белый оттенок. По такому признаку различные виды глины классифицируются на красножгущуюся и беложгущуюся.
Керамическое ремесло — древнейшее искусство
Керамическое ремесло относится к одному из самых древнейших ремесел. За счет того, что материала для работы, глины, предостаточно, оно распространилось повсеместно. Уже с мезолита начинает развиваться данное ремесло. Изначально люди вручную изготавливали керамические изделия, наращивая слои глины. А чтобы та не трескалась в процессе обжига, к ней примешивали измельченные раковины и гранит. В самом начале использовали костры, позже стали появляться специальные печи.
Украшали изделия геометрическими рисунками и изображениями различной живности и людей. Одним из самых популярных методов нанесения узора являлось тиснение. Части предметов вдавливались, добиваясь необходимого рисунка. Затем стала популярна гравировка. Заостренными на концах палочками наносились рисунки. Кроме этого применялась роспись ангобами.
Сейчас основными предметами для занятия гончарным ремеслом, несомненно, являются гончарный круг и муфельная печь, специально созданная для данного ремесла. Качество изделий, конечно, совершенствуется и повышается с каждый годом, изменяются стили, окраски.
right-3810 Сырье, используемое в производстве делится на пластичное и непластичное. К первому виду относятся глина и каолин. Обязательным условием, позволяющим избежать неприятностей с растрескиванием и усадкой изделий, являются добавки в основной материал. Добавляют кварц и шамот.
Для того, чтобы будущие изделия нормально реагировали на жидкость и не впитывали ее, применяется глазурование. Оно также различается между собой. Черное лощение, например, придает изделию красивый очень насыщенный черный цвет. Также существует прозрачное глазурование. Преимуществом такого способа является то, что существует возможность дальнейшего декорирования как на самой поверхности глазури, так и под ней. Кроме этого имеется возможность окрашивания специальными пигментными веществами, которые также устойчивы к высоким температурам, и красками очень сочных цветов.
Процесс покрытия глазурью керамического изделия называется муравлением. По завершению процесса изделия отправляются в печь. Современные печи кроме самого модуля сушки оборудованы также камерами, в которых удаляется и обдувается мусор с изделия. Температура, при которой происходит обжог составляет примерно 1230 градусов Цельсия, а в длину печь может быть до 89 метров. Целые сутки изделия проходят в печи термообработку.
Сейчас изготавливаются множество видов керамоизделий. Основными из них являются кирпичи, посуда, горшки, кафель, фарфоровые изделия и муравленая черепица. Активно применяется данная техника в машино- и приборостроении, авиационной промышленности. Кроме этого данная техника нашла широкое применение в науке, строительстве и медицине.
История развития ремесла
Начало истории развития керамического ремесла уходит еще в четвертый век до нашей эры. В Месопотамии изготовляли глиняные сосуды, которые носили ритуальный характер. В Древнем Египте во 2 веке до н. э. создавали различные амулеты и сосуды незатейливых форм.
Настоящий керамический расцвет приходится на эпоху Возрождения в Италии. Появляется цветная майолика. В России же киевские умельцы начали изготавливать глазурованные right223520керамические плитки в 10 веке.
Технологии 20 века позволили изучать и открывать новые сферы применения керамики. Благодаря своим высоким термостойким качествам она становится незаменимым материалом в металлургии, стоматологии, аэрокосмической промышленности.
Область применения данного материала очень широка. Начиная от посуды и бытовых изделий и заканчивая великими произведениями архитектуры.
Шли годы и века, способы декорирования керамических изделий постоянно обновлялись. Эпохи менялись, а культуры различных народов проникали друг в друга. Народы делились, придумывали новые способы и технологии. Многие изделия, сделанные из керамики, можно по праву назвать настоящим произведением искусства, не зря в музеях так много различных керамических предметов, рассказывающих о культуре народов различных эпох. Их формы до сих пор не перестают поражать своей изысканностью, причудливыми орнаментами и сложными элементами.
На протяжении многих тысячелетий люди занимались гончарным ремеслом, но даже сейчас оно не потеряло своей актуальности. Ведь даже человек, который не занимается профессионально этим искусством, может создать для себя какой-либо сосуд, украшение или фигурку и получить от этого процесса неподдельное удовольствие, ведь это такое непередаваемое чувство, когда обычный кусок грязи превращается в руках в нечто поистине прекрасное.
Существовало три способа изготовления сосудов.
Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4см и длиной 40-50см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались. Так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд.
Размеры гончарных мастерских в древности, вероятно, были очень разными, как и в наши дни. Там существовали и крохотные лавочки бедных или независимых гончаров, работавших вдвоем с подмастерьем, вращавшим круг. Их работы были многочисленны и разнообразны: добыча и очистка глины, ее вымешивание, формовка сосудов на гончарном круге, соединение частей, переворачивание сосудов и окончательная отделка формы, декор ваз,
добывание дерева или древесного угля для печи, топка печи и продажа готовой продукции. Преуспевающие владельцы набирали в свою большую мастерскую штат рабочих, подмастерьев и искусных ремесленников, а сами
выступали в роли старшего мастера или контролера. В Аттике некоторые гончары использовали до дюжины рабочих, однако в среднем в мастерской работало четыре-пять человек.
Орнамент на стенках глиняных горшков оттискивали разными острыми предметами, а потом и специальными штампами.
Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек, причем подбирали красивые гальки.
Типы и назначение сосудов
Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи для хранения припасов.
Амфора – сосуд для хранения оливкового масла и вина.
Кратеры – сосуд для смешивания вина с водой.
Гидрии – сосуд для воды.
Ойнохоя – сосуд для розлива вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом, с венчиком горла в виде трилистника, что позволяло разливать вино одновременно в три чаши.
Скифос- большая чаша для вина, греки пили вино, разбавляя его водой. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по - скифски».
Канфар– чаша для вина.
Лекиф– сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд
Существовало два вида вазописи. Более ранний – чернофигурный. Черные фигуры на оранжево – красном фоне, сформировался в VI веке до нашей эры.
В 5 веке фон стал черным, а фигуры – оранжево- красные, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.
Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов.
Керамика Южного Урала
Изучая греческую керамику, я заинтересовалась тем, как развивалась керамика у башкирского народа. Гончарством башкиры не занимались, творческие искания народных мастеров в течение многих столетий были сосредоточены на наиболее доступном материале – дереве. Однако на Южном Урале керамика появилась в каменном веке.
В греческих книгах, написанных две тысячи лет назад, можно прочесть о далеких Рифейских горах, где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Оказывается, они так называли наши Уральские горы. На Южном Урале найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы.
Первоначально основным видом керамики являлась посуда. Однако обжиг, который придает глине водоустойчивость, огнестойкость и прочность, стал применяться только в неолите. При изготовлении керамики применялась ручная лепка. Изготовленный сосуд сушили в тени, затем обжигали на костре или в специальных печах.
Орнамент на глиняных сосудах Южного Урала богат и разнообразен. Сосуды – острореберные и колоколовидные – украшались богатым и разнообразным орнаментом, нанесенным гребенчатым штампом, резьбой или оттисками заостренного штампа. Для украшения сосудов применяли все основные геометрические фигуры: прямая, наклонная, волнистая или перекрещивающиеся линии, треугольники, квадраты. Ромбы, круги. Основной и наиболее древний мотив – волнистые линии.
Иногда керамика изготавливалась из глины, в которую добавлялись толченные речные раковины, слюда или тальк, отчего поверхность сосудов становилась наряднее и переливалась блестками.
Как мы видим на рисунках: керамика разных культур Южного Урала походила друг на друга по форме – это были большие кругло- или плоскодонные сосуды с высоким или невысоким горлом. Каждый народ украшал одежду, утварь и орудия труда определенным, отличным от других, орнаментом. Так полулунные отпечатки на керамике являют собой изображение следов животных, возможно лося или оленя. Специалисты по угорской этнографии отмечали, что следы, оттиснутые на сосудах, заменяли животных, что совершенно естественно для охотников, постоянно наблюдавших следы зверей и птиц на снегу или на мягкой почве и ассоциировавших их с самими животными.
Знакомство с ремеслом семьи Абдуллиных
С детских лет Валерий Вагапович Абдуллин любил рисовать и чтобы воплотить свою мечту в жизнь поступил в Оренбургское областное художественное училище по специальности художественная обработка дерева, камня и кости. Успешно закончив его в 1989 году, устроился скульптором – модельщиком на Саракташский фаянсовый завод. Проработал там 14 лет до момента закрытия завода. В 1991 году был отправлен на переподготовку в город Ленинград по специальности «Проектирование изделий легкой промышленности»
После закрытия завода Валерий Вагапович создал свою мастерскую по изготовлению керамических изделий. Главным помощником его является жена Светлана Ураловна. Разнообразна продукция желтинских мастеров: это и горшки под жаркое, заварные чайники, крынки, жульенницы, модели разных зверей и сувениры. Продукция разлетается по всей России, ее можно увидеть: и в городе курорте Соль-Илецке, и в Башкирии, и в Казахстане. Часто мастер делает скульптуры огромных львов и на заказ для украшения фасада дома, декоративную лепнину потолков. Так увлечение переросло в семейное дело, которое приносит удовлетворение и доход. (Приложение 1)

Результаты исследования
Таким образом, в ходе исследования я выяснила, что отличие от греческой керамики, где сюжетами для росписи сосудов служили легенды, мифы, олимпийские игры, в подборе сюжетов для керамической росписи Южного Урала характерны зооморфные мотивы: следы животных и птиц. Мошинская В.И. исследовавшая вопрос о значении плоскостных и рельефных зооморфных изображений на сосудах Южного Урала, предполагает, что подобные изображения имели и охранительное значение для сосудов, и что они, может быть, указывали, для чего данный сосуд предназначен, так как существовал запрет смешивать мясо и рыбу в одном сосуде.
Вывод
Изучив литературу и различные источники, я пришла к выводу, что керамика и в Древней Греции, и на Южном Урале, выполняла не только практичные функции, но и имела охранительное значение. Особенно мне это удалось увидеть на сосудах Южного Урала. Таким образом, сопоставив образцы керамики древней Греции и керамики Южного Урала, я пришла к выводу: Что между этими цивилизациями существует тесная связь. Большой путь прошло человечество, держа в руке кусочек глины.От неказистого глиняного горшка до электроники и космонавтики. Вращающийся гончарный круг похож на вращающуюся вселенную, создающую галактики, планеты и звезды. А руки мастера создают предметы быта и произведения искусства. И это вечное движение.