Картотека игр с песком


Картотека игр с песком. Игра «Песочный ветер» (дыхательное)Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.Содержание.Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля. Игра «Необыкновенные следы»Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.Содержание.«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). Игра «Узоры на песке»Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей, развитие навыков взаимодействия со взрослыми.Содержание.Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.  Игра «Мы создаем мир»Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.Содержание.Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, развитие навыков взаимодействия со взрослым.Содержание.Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки). Игра «Отпечатки»Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.Содержание.Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.    Игра «Кто к нам приходил?»Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, навыков доброжелательного общения и взаимодействия.Содержание.Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке Игра «Путешествие в сказочный город»Цель: развитие образного мышления, воображения, речи, развитие навыков доброжелательного взаимодействия со сверстниками.Содержание.Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями. Игра «Цветные заборчики»Цель: развитие мышления, моторики, навыков взаимодействия со взрослым.Содержание.На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Игра «Общим словом назови и запомни»Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам, навыков взаимодействия со взрослым.Содержание.Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.В конце игры дети сочиняют сказочную историю.  Игра «Что я закопала в песок?»Цель:Развитие внимания, памяти, наблюдательности, навыков доброжелательного общения со взрослым и сверстниками.Содержание.Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.  Игра «Детские секретики»Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение, развивать навыки взаимодействия.Содержание.Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает. Игра «Ковер-самолет для принцессы»Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах, развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия.Содержание.Взрослый рассказывает сказку:В сказочном царстве принцесса жила,Очень красива, добра и мила.Вдруг прилетел огнедышащий змей,Чтоб на принцессе жениться скорейИ унести в мир страха и тьмы,Сделать царицей змеиной страны.Нам надо принцессу от змея спасти,В заморские страны ее увезти.Построим, ребята, ковер-самолетНашу принцессу он точно спасет.Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:1. Найди и покажи самый маленький круг.2. Найди и покажи самый большой квадрат.3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.