Особенности интегративного воспитания в специализированном спортивном классе

«Особенности интегративного воспитания в специализированном спортивном классе».
Малышева Надежда Викторовна. МКОУ Бобровская СОШ №2.
«Трус не играет в хоккей» - эти слова песни я теперь понимаю как никто другой, ведь работа моя связана с учебным воспитанием начинающих хоккеистов. Цель подобных спецклассов заключается в воспитании будущего поколения спортсменов, в помощи детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнении вакуума в реализации детских интересов. И целостность воспитания личности в специализированном классе заключается не только в организации учебной деятельности, но и в способе воздействия со стороны педагогического коллектива, ведь помимо классного руководителя класса к развитию школьников прикладывают свои усилия воспитатель группы продлённого дня и спортивный тренер. И каждый из них использует собственные дидактические приёмы и ищёт самостоятельно «ключ» к каждому ребёнку.
Американский психолог Эрик Эриксон говорил, что на стадии школьного возраста важной дихотомией является трудолюбие и неполноценность. Универсальным в концепции признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоидентичность ребенка выражается так: «Я то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
Есть ряд особенностей коллектива, состоящего только из одних мальчиков, которые были бы не так ярко выражены при наличии девочек. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Лидерство. Каждый мальчик стремится быть первым во всём: и в учёбе, и на льду, что, несомненно, обусловлено спортивным закаливанием духа. Здесь важно вовремя поставить на место тех ребят, которые склонны к кичливости, и помочь стеснительным мальчикам раскрыть потенциал. Значительным является индивидуальный подход к каждому с учётом превалирующих черт характера, семейных обстоятельств, чтобы не повлиять негативно на детскую психику.
Скорость. Подвижность. Быстрая реакция. Как на льду все манёвры происходят моментально, так и в классе за любым словом наступает действие: после шутки - взрыв смеха, после обидного выражения разворачивается целое» поле битвы».
Повышенная эмоциональность. У мальчиков наблюдается обострённое чувство справедливости. Обидчивость, ябедничество. Необходимо пресекать доносы друг на друга, объяснять, что мужчинам не подобает жаловаться. На примерах показывать, что сила – в правде.
Перевозбуждённость, проявляемая в постоянных коллизиях и ссорах. Нет усидчивости. Нужно прививать чувство коллектива, ответственности не только за себя, но и за своего товарища. Постоянно объясняю, что хоккей - это коллективный вид спорта, и что только всем вместе можно достичь высоких результатов в этой игре. В ходе воспитательных часов провожу беседы о дружбе, о товариществе, о взаимопомощи, о стремлении легко отзываться на чужие нужды. Важно в беседах с детьми показать неприглядность таких качеств, как черствость, равнодушие. Целью бесед с ребятами является достижение осознания того, что рядом живут люди, нуждающиеся в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим.Хоккей-это жесткий вид спорта, поэтому стараюсь, чтобы дети не черствели душой, чтобы совершение доброго поступка каждый день стало необходимостью.
Повышение голоса ведёт к ответной взбудораженной реакции. Здесь важно проявить терпение и спокойствие и не кричать на детей, не давать им повода ещё больше распаляться психологически. Все конфликты решать мирным путём.
Очень важно не отступать от разработанного ежедневного режима: тренировка, учёба, выполнение домашнего задания, тренировка. Регулярный напряжённый труд. Работать по определённым правилам.
Целесообразным представляется единая направленность требований ,выдвигаемых детям со стороны классного руководителя, воспитателя, спортивного тренера и ,конечно же, родителей. Только подобной интегративностью в воспитательном процессе можно добиться желаемых результатов как в учебной деятельности, так и в спорте.