Программа информатизации МБОУ Лицей №52 г. Махачкалы


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МБОУ «Лицей № 52»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ____________ /Сафарова С.Ш./
«15» января 2013 г










Программа информатизации образовательного пространства
МБОУ «Лицей №52»
на 2013 – 2016 гг










г. МАХАЧКАЛА

Паспорт программы

Наименование программы
Программа информатизации образовательного пространства МБОУ «Лицей №52» на 2013-2015 годы

Основание для разработки
Организованная работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, активное использование информационных ресурсов школы

Заказчик программы
Администрация школы, педагогический коллектив школы, родители учащихся

Разработчик программы
Заместитель директора по ИОП Лозбинева Л.Ю.

Цели программы
Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ-компетентности специалистов школы
Обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ - компетентности обучающихся


Основные направления реализации программы
Совершенствование информационного пространства школы
Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы с внедрением новых сетевых технологий
Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса
Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся
Создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство школы

Основные задачи программы
Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий
Развитие информационной культуры и повышение IKT-компетентности педагогов
Создание условий самореализации и повышения IKT-компетентности обучающихся
Формирование современного единого информационно-образовательного пространства школы
Организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива
Реализация личностно-ориентированного подхода к информационному обеспечению образовательного процесса
Внедрение информационных технологий в процесс подготовки учителя к уроку
Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, страны, мира


Срок реализации программы

2013-2016 гг

Исполнители программы и основных мероприятий
Педагогический коллектив, администрация МБОУ «Лицей №52» , учащиеся школы, родители учащихся


Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Создание условия для повышения качества образования за счет эффективного использования современных технологий
Обеспечение возможности использования компьютера каждым учащимся и работником ОУ
Создание условий для организации вариативного и индивидуального образования, организация доступа учащихся к российским и глобальным информационным ресурсам
Формирование системы методической поддержки преподавателей в области новых информационных технологий
Использование региональных и федеральных источников, образовательных ресурсов: информационно - справочных компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров

Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением данной программы осуществляется администрацией школы














































Пояснительная записка

Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна опираться на широкую информатизацию. поэтому создание новой информационной среды школы понимается нами как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе, создание единого образовательного пространства школы, города, района, страны, использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование Internet в образовании.
При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационной среды школы.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, технологический, организационный и педагогический потенциал школы.







Приоритетные направления деятельности по реализации программы участников образовательного процесса

























Приоритетные направления деятельности администрации школы

Создание условий для повышения IKT - компетентности сотрудников школы
Запуск сети Internet и подключение к Internet всех участников образовательного процесса
Автоматизация организационно - распорядительной деятельности
Ведение мониторинга качества обучения
Ведение документооборота
Проведение семинаров - практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
Компьютеризация школьной библиотеки
Создание медиатеки
Создание электронной базы педагогических кадров
Создание электронной базы учащихся
Размещение на сайте школы локальных актов образовательного учреждения





Приоритетные направления деятельности педагога

Осознание учителем Internet - технологии как части своей общей информационной культуры
Использование информационных ресурсов сети Internet в организации познавательной деятельности школьников на уроке
Дистанционное образование, повышение квалификации
Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного урока
Создание интернет - уроков, интегрированных уроков
Проведение уроков на основе готовых программных продуктов и разработка собственных
Формирование и широкое использование меддиатеки.









Приоритетные направления деятельности ученика

1. Осознание учеником Internet - технологии как части своей общей информационной культуры
2. Использование информационных ресурсов сети Internet в ходе самообразования
3. Использование интернет - технологии в системе дополнительного образования
4. Использование дистанционного обучения
5. Использование компьютерных технологий для подготовки к урокам
6. Прохождение тренировочного тестирования по программам ЕГЭ
7. Обсуждение актуальных проблем на Internet - форуме школьного сайта







Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационногопространства школы

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы на информационном уровне, связаны и объединены между собой соответствующими информационными потоками все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители.

Формирование единого информационно-образовательного пространства

Первый этап реализации программы

Срок реализации 2013 – 2014 гг

Задачи первого этапа
Формирование единого информационно-образовательного пространства сводится к созданию внутришкольной информационной структуры, включающей:
Обеспечение компьютерной грамотности учителей и учащихся
Организацию теоретической и практической подготовки учителей
Локальную сеть школы
Школьный Web-сайт

Второй этап реализации программы

Срок реализации 2014 – 2015 гг

Задачи второго этапа

Разработка учебных программ, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Использование инновационных учебно-методических комплексов, обеспечивающих потребности образовательного процесса.
Повышение ИКТ - компетентности учителей школы.
Использование внутришкольных ресурсов: электронного журнала и электронного дневника.
Автоматизированное рабочее место учителей
Автоматизированное рабочее место администрации
Автоматизированное рабочее место библиотекаря





Третий этап реализации программы

Срок реализации 2015 – 2016 гг

Задачи третьего этапа

Систематизация внутришкольных информационных ресурсов
Использование различных форм обучения (очная и дистанционная формы обучения)
Повышение качества образования посредством внедрения информационно коммуникационных технологий в образовательный процесс
Повышение ИКТ-компетентности учителей

Ожидаемые результаты реализации прогроаммы

для школы:

повышение качества образования;
создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса;
автоматизация системы документооборота и отчетности;
открытость школьного информационного образовательного пространства;
создание системы регулярной консультационной поддержки педагогов в области применения информационных технологий в образовательном процессе;
для учителя:

применение новых образовательных ресу
·рсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры;
использование Internet ресурсов в образовательном процессе.
Повышение качества преподавания, способствующего успешной сдаче ЕГЭ;
успешное ведение электронного журнала и электронного дневника посредством социальной сети Дневник.ру.

для ученика:

повышение мотивации учения;
расширение ресурсов для обучения;
возможность более полного самовыражения;
повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры.
использование Internet ресурсы в образовательном процессе;
повышение качества учащихся, способствующее успешной сдаче ЕГЭ;
успешное ведение электронного журнала и электронного дневника посредством социальной сети Дневник.ру.


Оценка эффективности реализации  программы информатизации
     Эффективность результатов по реализации программы информатизации школы предполагается отследить по следующим критериям:
увеличение количества педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности и эффективно применяющих их в образовательной практике;
увеличение количества школьников, участвующих в телекоммуникационных  районных, региональных и федеральных олимпиадах,  конкурсах и проектах;
развитие дистанционного обучения учащихся и педагогов;
процент обеспеченности учебного плана цифровыми учебными ресурсами, соответствующими программам.


Анализ уровня информатизации школы к началу разработки проекта

Техническое обеспечение
Общее количество ПК - 77 штук. Из них:
41 - в кабинетах информатики; 
1 - в библиотеке;
1 - в кабинете психолога;
9 - в методических кабинетах;
 1 - в кабинете секретаря  учебной части;
 24 - в предметных кабинетах.
7 черно-белых лазерных принтеров. Из них:
подключенных к компьютерам в методических кабинетах - 5;
в кабинетах информатики - 1 ;
в кабинете секретаря - 1;
в библиотеке – 0.

4 сканера:
подключенных к компьютерам в кабинете секретаря - 1;
в кабинетах информатики - 1;
в кабинете бухгалтера - 2.
5 мультимедийных проекторов. Из них:
2 - в кабинете информатики;
3 - в учебных кабинетах.
Наличие локальной сети школы – да.

Доступ в Интернет:
вид подключения – провайдер ОТК
наличие Internet в компьютерных классах – в одном;
наличие Internet в учебных кабинетах – нет;
наличие Internet у администрации школы – да;
наличие Internet в библиотеке – нет;

Наличие программного обеспечения:
комплект СБППО (частично);
обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий, электронные энциклопедии.

Кадровое обеспечение:
уверенные пользователи ПК (от общего числа учителей) – 88,7%;
начинающие пользователи ПК (от общего числа учителей) – 7,6%;
не владеющие навыками работы на ПК (от общего числа учителей) – 3,7%.


Уровень информатизации учебного процесса

Процентное соотношение учителей-предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:
используют систематически – 35%;
используют эпизодически – 18%;
не используют – 47%.







Проблемы и выводы

Необходимо провести комплексную инвентаризацию школьного мультимедийного оборудования на предмет оптимального использования и модернизации.
17 компьютеров на настоящий момент имеют недостаточный объем оперативной памяти, что не позволяет их использовать в некоторых приложениях (монтаж звука и видео, работа с качественными фотографиями, работа с некоторыми ресурсами Интернета и т.п.).
Необходимо выделение дополнительного финансирования.
Необходимо произвести анализ работы сети Интернет и создать условия для ее бесперебойной работы.

Достоинства и риски программы
достоинства:
позитивный имидж образовательного учреждения;
непрерывный рост ИКТ-компетентности педагогов и информационной культуры;
повышение мотивации всех участников образовательного процесса;
открытость школьного информационного образовательного пространства;
возможность более полного самовыражения;
риски:
недостаточная материально-техническая база школы;
низкая мотивация педагогов, обусловленная отсутствием личной заинтересованности, некомпетентностью в отдельных вопросах;
отставание школы от быстрого развития компьютерного оборудования на рынке.

Временная и ресурсная карта программы

Организационно-методическая деятельность
Задачи:
Создание условий для совместной деятельности педагогов, учащихся, администрации школы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
Определение эффективных форм подготовки педагогических работников для работы в единой информационной сети.
Консультативная деятельность, предполагающая оказание помощи всем участникам образовательного процесса по овладению информационными технологиями.




Мероприятия

№ п/п
Мероприятия
Исполнители
Показатели реализации

1
Создание локальной сети школы
Администрация школы
Создание единой информационной среды школы

2
Обучение учителей работе по ведению электронного журнала и электронного дневника в социальной сети Дневник.ru
Учитель информатики
Работа педагогического коллектива с электронными ресурсами

3
Обучение учителей работе на интерактивной доске
Учитель информатики
Работа педагогического коллектива с ИКТ


Повышение образовательного уровня педагогического коллектива в области использования информационно-коммуникационных технологий

Основную роль в информатизации образования играет подготовленный и мотивированный учитель. Именно поэтому в проекте особое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности учителя, которое осуществляется в следующем направлении:
организация обучения педагогов применению ИКТ в образовательном процессе;

Мероприятия

№ п/п
Мероприятия
Исполнители
Показатели реализации

1
Занятия по теме «Информационная культура»
Администрация, учитель информатики
Повышение компьютерной грамотности педагогов

2
Занятия по теме «Использование Интернет-технологий в образовательном процессе »
Учитель информатики
Использование Интернет-технологий в образовательном процессе

3
Обучение всех сотрудников школы работе с вычислительной техникой, ресурсами сети Internet; использование дидактических возможностей компьютера
Администрация, учитель информатики
Информатизация и автоматизация образовательного процесса

4
Осуществление образовательных проектов, предусматривающих использование средств вычислительной техники
Администрация, учитель информатики
Повышение профессионального уровня учителей и коммуникационных умений учащихся



Формирование познавательной и практической деятельности учащихся в условиях доступности информационного пространства
Задачи:
Повышение качества знаний, приобретение школьниками навыков, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.
Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий и ресурсов информационной среды.
Активизация познавательной деятельности учащихся в сфере новых информационных технологий; реализация творческого потенциала школьников и учителей, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учениками; стимулирование и развитие интересов в области использования информационных технологий.

Мероприятия

№ п/п
Мероприятия
Исполнители
Показатели реализации

1
Повышение компьютерной грамотности учеников в ходе уроков по различным предметам, факультативных занятий и работы предметных кружков
Учителя-предметники, учитель информатики
Активное использование учащимися компьютерных технологий

2
Организация самостоятельной работы учащихся на компьютере
Учитель информатики
Повышение компьютерной грамотности участников образовательного процесса

3
Подготовка образовательных проектов с использованием ИКТ
Учителя-предметники, учитель информатики
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности

4
Оснащение школьной медиатеки необходимым оборудованием, подключение ее к сети Интернет, накопление информационных ресурсов в школьной медиатеке
Учитель информатики, библиотекарь
Наличие в школьной медиатеке необходимых ресурсов












Механизм реализации программы

Выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретение дополнительного оборудования

Создание безопасных и комфортных условий работы пользователей – участников образовательного процесса

Внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий

Организация теоретической и практической подготовки учителей

Реализация проблемного обучения учащихся через метод проектоа с применением компьютерных технологий

Модернизация информационно-бразовательного пространства школы, напавленная на создание и использование сети Internet

Автоматизация мониторинга деятельности педагогического коллектива для проблемного анализа и своевременной корректировки этой деятельности

Оптимизация и создание условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий

Подключение всех участников образовательного процесса к сети Internet



Устойчивые группы, образованные участниками программы

администрация (директор и его заместители)

социально-психологическая служба

педагоги (классные руководители, учителя- предметники)

обучающиеся (независимо от класса и возраста)

родители обучающихся (как основные заказчики качественного образования)




15