Презентация школьного психолога для педагогов на тему Понятие Конфликт в педагогической деятельности


Понятие «конфликт» в педагогической деятельностиПедагог-психологМБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска»Ильина Ольга Андреевна КОНФЛИКТ (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Виды конфликтовПо причинам:конфликт целейконфликт во взглядахчувственный конфликтУчастники:внутриличностныймежличностныйвнутригрупповоймежгрупповойвнутриорганизационныйПо степени открытости:открытыйскрытый Виды конфликтовсоциальныймежличностныймежду личностью и группоймежду малыми группамимежду средними группамимежду большими группамивнутриличностныемежду «хочу» и «хочу»между «хочу» и «надо»между «хочу» и «не могу»между «могу» и «не могу»между «нужно» и «нужно»между «нужно» и «не могу» Конфликтоустойчивостьспособность человека оптимально организовывать свое поведение в трудной ситуации социального взаимодействия, решать возникшие проблемы с окружающими людьми.эмоциональный компонентволевой компонентпознавательный компонентмотивационный компонентпсихомоторный компонент Типы конфликтных личностейдемонстративный«бесконфликтный»неуправляемыйсверхточныйригидный Анализ конфликтавремя и место конфликтаучастники конфликтасодержание конфликтаформа конфликтапервичная реакция руководителя на конфликтпрогнозирование последствий разрешения конфликтоввыбор средств воздействия и принятия решенийанализ и оценка конфликтасбор дополнительных данных для оценкисоц.-психологический компонентАдминистративное психолого-педагогическое воздействие на конфликтующих Способы управления конфликтомструктурные:разъяснение требований к работекоординация и объединительные механизмыустановление общепринятых фирменных комплексных целейсистема вознаграждениямежличностные:уклонениесглаживаниепринуждениекомпромиссрешение проблемы Выбор стратегии поведения в конфликтежесткая позициямягкаяпозицияоппонент как субъектоппонент как объект нормативная стратегияконфронтацияпереговорная стратегияманипулятивная стратегия Функции конфликта к личности:деструктивные:истощает личностные ресурсынегативно влияет на эффективность деятельностисопровождается стрессом и ухудшением здоровьянегативно влияет на развитие личностизакрепляет в социальном опыте агрессивные способы завершения противоречийсоздает диструкцию межличностных отношенийконструктивные:позволяет участникам более глубоко оценить друг другаслужит источником развития личности и межличностных отношенийможет улучшать качество индивидуальной деятельностиспособствует повышению авторитета личности, отстаивавшего справедливые целислужит одним из средств самоутверждения личности Функции конфликта к группедеструктивные:ухудшает качество совместной деятельностиразрушает традицию общения в группенарушает сложившуюся систему взаимоотношений в группеухудшает социально-психологический климатослабляет ценностно-ориентированное единство группыконструктивные:зондирует общественное мнение, коллективное настроениеспособствует появлению продуктивных решений проблемыможет выполнять функцию сплочения группыслужит средством активизации социальной жизни группывыявляет нерешенные проблемы в деятельности группыможет способствовать появлению продуктивных решений проблем Модели развития конфликтного взаимодействия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПОЗИТИВНЫЙНЕОПРЕДЕЛЕННЫЙНЕГАТИВНЫЙОтношение к ситуацииуверенность в возможности договориться, стремление к поиску возможностейстремление к поиску формального выхода из ситуациинежелание договариваться, актуализация негативных эмоцийЦельдоговоритьсярешить проблемупобедитьНеформальные компоненты в общениипозитивные неформальные компоненты«формализация» общениянегативные неформальные компонентыВосприятие противостоящей стороныпартнероппонентпротивникСредства воздействияубеждение, аргументация, попытки договоритьсяаппеляция к формальному порядкуиспользование средств борьбы, силовое давление, эмоциональное воздействиеТип взаимодействиясотрудничествокооперацияконкуренция Конфликты в педагогической деятельностиконфликт между педагогом и ученикомконфликт поступковконфликт деятельностиконфликт отношенийответственность педагогаза педагогически правильное разрешение проблемной ситуацииучастники конфликта имеют разный социальный статус, чем и определено их поведениеразница в жизненном опыте участников и разная степень ответственности за ошибкиразличное понимание событий и их причинприсутствие других участников – учеников, конфликт принимает воспитательный смыслпрофессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся личностивсякая ошибка педагога порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие педагогиконфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить