Статья «Вопросы психологического консультирования в школе»


Статья «Вопросы психологического консультирования в школе»
Подготовила Гулина А.В.
педагог-психолог МОУ «Средняя школа №16»
г. Кимры Тверская область
Данная статья основана мной на собственном опыте. Очень часто приходилось слышать, что школьный психолог не может проводить профессиональные психологические консультации в школе. Причины неудач психологического консультирования обыватели высказывают следующие: слишком молодой специалист, без жизненного опыта, неспособен правильно консультировать, учитель, прошедший переподготовку, не может быть хорошим консультантом, дети воспринимают школьного психолога как человека, пытающегося выудить у них информацию. Не могу полностью не согласиться с данными мнениями. Поэтому рекомендую каждому школьному психологу пройти дополнительное обучение, например, в мастерских психологического консультирования, организованных в различных ВУЗах. После прохождения такого обучения расширяются знания и возможности в психологическом консультировании, решаются многие, в том числе и личные, проблемы психолога-консультанта.
Данной публикацией мне хотелось бы оказать помощь начинающим педагогам-психологам. Прежде чем описывать вопросы, которые решает педагог-психолог в школе на своих консультациях, хотелось бы напомнить несколько правил: добровольность клиента консультации, конфиденциальность, объективность, не оценивай, не навреди!
Со временем все психологические консультации, проводимые мною в школе, упорядочились и выделились в следующие классификации:
Консультации по запросу родителей и учителей
Страхи, тревожность, агрессивное поведение ребенка
Родители замечают в поведении ребенка проявления тревожности, страха, неуверенности в себе, агрессивности. Причины: врожденные и возрастные особенности личности ребенка, влияние сверстников, воспитательные воздействия , особый взгляд ребенка видеть и воспринимать окружающую его действительность. Совместная задача родителей и психолога: выяснить причины поведения, вызывающего озабоченность у взрослых, и помочь ребенку стать счастливым.
Адаптация в детском коллективе
Адаптация – это приспособления к режиму, видам деятельности, учителям, сверстникам. Поэтому каждый родитель переживает, будет ли их ребенок слушаться взрослых, не будет ли ему страшно или тревожно, не станет ли он изгоем в классе. Задача психолога: помочь разобраться с подобными ситуациями и помочь адаптироваться в классе и школе.
Плохая успеваемость
Родители заметили, что их ребенок выполняет домашние задания только под контролем со стороны, учителя говорят родителям, что их ребенок умный, но ленивый, а также существует проблема низких отметок либо неадекватного, вызывающего поведения в школе. Скорее всего, причина кроется не в низком интеллекте, а в отсутствии мотивации ребенка к учебе. Психолог совместно с родителями и учителями помогает достичь повышения мотивации, ответственного отношения к учебе и понимания ребенком важности обучения.
Социально неприемлемое поведение
Признаки такого поведения: звонки из полиции о правонарушении, ребенок приходит домой с запахом спиртного или сигарет, периодически у родителей пропадают деньги из дома, учителя жалуются на то, что ребенок прогуливает уроки в школе, на все вопросы родителей ребенок замыкается в себе либо грубит, уходит на улицу к друзьям. Очень важно родителям вовремя увидеть и проанализировать данную ситуацию, вмешаться и постараться спасти будущее, а может быть и жизнь ребенка. Такие проблемы тоже можно решить с психологом.
Консультации по запросу непосредственно детей
В основном за психологической консультацией в школе обращаются старшеклассники. Приходилось сталкиваться со следующими вопросами: профориентация, неразделенная любовь, проблема с родителями, с учителями, проблемы в отношении с коллективом в классе и со сверстниками, суицидальные наклонности, проблемы в учебе.
Консультирование учителей
Учителя же в школе, как правило, стараются не обращаться за помощью по консультационным вопросам в отношении себя, и Ваш рассказ о главном правиле психолога – конфиденциальности также не поможет. На это они имеют полное право, а в нашей работе одно из главных правил – добровольность!
Главное запомните, если к Вам поступил запрос на консультативную беседу, не забывайте о правилах конфиденциальности и то, что мы действуем исключительно во благо ребенка! Педагог-психолог не оценивает ребенка, а видит в нем индивидуальность и право на развитие! Удачи в консультациях!
Литература
Битянова М.Л. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1998. — 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
Битянова М.Р. , Азарова Т.В. , Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе М.: Совершенство, 1998. — 352 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: Сфера , 1996. — 240 с.
Степанова М.А. , Адамский А.И. Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации М.: Сфера , 2005. — 288 с — (Библиотека практического психолога).