Особенности психологического консультирования родителей


Консультативная работа педагога - психолога с родителямиСубботина Н.С.педагог-психолог СОШ№4г.Симферополь Основная цель психологического консультирования: Создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения. Задачи психологического консультирования:1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическое просвещение. Этапы работы с родителямиПервый этап (Подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)Второй этап (Сеанс консультации)а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. б) Внесение ясности в факты. в) Информирование семьи консультантом. Обратная связь от психолога семье.Третий этап. (Этап принятия решения)  Алгоритм психологического консультирования родителей1. Анализ информации, полученной в первичной беседе, установление контакта с ребенком.2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка.3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.6. Обработка данных, анализ результатов.7. Психологический диагноз ребенка.8. Психолого-педагогическое назначение.9. Контроль, повторное консультирование. Проблемы, требующие проведения психологического консультирования.1.Конфликты, возникающие во взаимоотношениях детей с родителями (педагогами, одноклассниками).2.Дети не хотят учиться, недобросовестно выполняют свои обязанности, не выполняют данные родителям обещания и т.п.3.Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними.4.Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых. Ошибки психолога-консультантаИзлишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультантаСтремление психолога-консультанта обязательно дать полезный советПсихологическая консультация как монолог психолога-консультантаПсихолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиентаПсихолог оценивает клиентаПсихолог переживает проблемы клиента как свои собственные.Многочасовая консультация как ошибка психолога.Психолог как объект манипулирования со стороны клиента Классификация типов родителейПозитивно ориентированные (стремятся к пониманию, объективности, гибко реагируют)Союзники (в случае противоречий принимают сторону педагога или психолога)Манипуляторы (стремятся управлять)Творческие (склонны к спонтанности, независимы в суждениях)Равнодушные (демонстрируют свою значимость и безразличие)Деструктивные (агрессивность, блокирование или уход, доминирование) Особенности консультированияродителей в школеКакую позицию по отношению к психологу занимают родители, если встретились со школьным психологом не по своей инициативе?На чьей стороне психолог, если он сотрудник школы? Школы или ребенка?Какую цель мы преследуем в консультировании? Предполагается ли, что:— ребенок должен выполнять требования школы;— ребенок должен развиваться в соответствии со своими возможностями? Желаю успеха!