Консультация для педагогов: Методы психологического консультирования.

Введение.

Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности.
Правильная организация процесса психологического консультирования и психотерапии позволяет клиенту:
1. посмотреть на себя с новой точки зрения;
2.осознать истинные мотивы своего поведения и неконструктивные способы их реализации;
3.увидеть внутриличностный или межличностный конфликт;
4.получить новый опыт.
Психологическое консультирование в современной России- психологическая помощь, которая является распространенным видом деятельности психолога. Это один из видов психологической практики, выделившийся из психотерапии.
Данная профессиональная деятельность актуальна в России, так как спектр проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту широк:
· трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),
· неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
· плохая успеваемость детей в школе,
· недостаток уверенности в себе и самоуважения,
· мучительные колебания в принятии решений,
· трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.
Консультирование как вид деятельности по-разному определяется. Например, одно из определений трактует консультирование как «совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений".
В другом определении отмечается, что цель консультирования - «помощь клиенту в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".
Обобщая существующие определения психологического консультирования, Р.Кочунас отмечает, что все они включают несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.

2. Глава.1. Теоретические представления о психологических концепциях профессиональной психологической помощи личности и семьи.

1.1.- 1.3. Суть каждой из психологических концепций профессиональной помощи личности и семьи.

1.1.Трансактный анализ.

Трансактный анализ направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария «скрипта»).
Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.
Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.
Как уже было сказано, структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях: 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.
Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное начало человека, которое проявляется в двух видах. Свободный Ребёнок включает в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребёнок – это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребёнка характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребёнка является Бунтующий (против Родителя) Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину.
Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой –предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние бывает двух видов: Контролирующий Родитель (представляет запреты, санкции) и Опекающий Родитель (представляет советы, поддержку, опёку).
Э.Берн полагал, что люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. Самой страшной игрой на земле, по выражению самого Берна, является война. В связи с этим очень важно отметить, что групповая психотерапия (по Э.Берну) должна складываться на уровне «Взрослый- Взрослый». Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния «Взрослого» как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей.
С целью представления профиля личности, эго-состояния в традиции трансактного анализа условно можно отобразить на рисунке, который называется эгограммой. Само понятие было введено Джеком Дюсеем.
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
Коротко, трансакциями называются вербальные и невербальные взаимодействия между людьми. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрёстные и скрытые.
При параллельной трансакции ожидания людей, которые контактируют между собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим отношениям.
Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.
Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.
Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других.
Под “поглаживанием” в трансактном анализе понимается знак одобрения. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.
Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд.
Можно принимать поглаживания или же этого не делать. У людей может быть масса разумных доводов для отвержения поглаживаний: “Она так говорит только для того, чтобы поддержать мою уверенность в себе”, “чтобы попытаться изменить меня”, “чтобы мило выглядеть”. Человек может предполагать, что тот, кто его “поглаживает”, либо лжец, либо манипулятор, и этим скорее позорит “поглаживающего”, чем принимает поглаживания. В трансактном анализе важным считается учить клиентов принимать поглаживания и при этом уметь отказываться от любых нежелательных условий, которые выставляются при поглаживании. Так же важно сфокусировать внимание на укреплении осознанных внутренних сил клиента и на создании условий, в которых клиент осознаёт в себе новые или до сей поры отрицаемые силы. Каким бы ни был терапевтический контракт, он легче выполним, если клиент принимает и любит себя, а не отвергает.
Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избегание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).
Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.
Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.
Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции.
Игрой называется серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией. Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами и 2) наличием выигрыша. Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход.
Сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребёнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком. Частью сценария являются игры, “в которые играют люди” (Э. Берн).
Согласно Берну, почти вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием, начинающемся в раннем детстве. Первоначально сценарий записывается невербально, затем дети получают от родителей вербальные сценарные послания, которые могут относиться к общему жизненному плану (“ты станешь знаменитым”, “ты никогда ничего не достигнешь, потому что ты...”), а могут касаться различных частных сторон жизни человека: так ребёнку предписывается профессиональный сценарий, сценарий относительно своего пола, образования, женитьбы-замужества и т.п. При это родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными, деструктивными и непродуктивными.
Сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека. Э. Берн считал, что важную роль в создании жизненных сценариев играют и запомнившиеся с детства фантазии и волшебные сказки.
Выделяются сценарии победителя, побеждённого и “не- победителя”. Победителем можно назвать человека, решившего в жизни достичь определённой цели и добившегося своего в конечном итоге. Если человек добился своей цели, то он – Победитель. Если же он увяз в долгах, получил физическую травму или провалил экзамен – то он побеждённый. “Не-победитель” – это тот человек, который может быть прекрасным гражданином, сотрудником, прилежным и благодарным судьбе, лояльным человеком. Такой тип людей старается не создавать проблем людям – в отличие от победителей, так как те борются, вовлекая в борьбу других, и (в ещё большей степени) в отличие от побеждённых (неудачников), которые, попадая в беду, пытаются увлечь в неё рядом стоящих
Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Его анализ и пересмотр являются непременной процедурой в трансактном анализе.
Понятие психологической позиции является в трансактном анализе одним из основных. В первую очередь, понятие стало популярным благодаря работам Т. Харриса.
В своей книге “Я о’кей – ты о’кей” он выделяет четыре таких позиции; другой учёный (F. English) выделяет дополнительную, пятую позицию.
Первая позиция: “я о’кей – ты о’кей”. Эта позиция довольства и принятия других, однако если ребёнок на ней застревает, полагая, что всю жизнь он будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания. Вторая позиция: “я не о’кей – ты не о’кей”. Если ребёнка в начале жизни окружали вниманием и заботой, а затем в силу обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным, жизнь утрачивает позитивные аспекты, вплоть до приобретения убеждения, что жизнь ничего не стоит. Третья позиция: “я не о’кей – ты о’кей”. В этом сценарии главную роль играют депрессия и чувство неполноценности. Обычно это происходит от переживаний ребёнка по поводу того, что он зависим от взрослых, менее ценен, чем окружающие. Четвёртая позиция: “я о’кей – ты не о’кей”. Если ребёнка не “поглаживают”, плохо с ним обращаются, то он может заключить, что “другие – плохие”.
Наконец, пятая позиция “я о’кей – ты о’кей” похожа на первую, но это позиция реализма, она выбирается осознанно, к ней человек приходит через жизненный опыт, посредством переоценки ценностей. В этой позиции проигравших нет, но каждый приходит к своей победе: “Жизнь стоит того, чтобы жить”.
Жизненные позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв жизненную позицию, личность старается укрепить её, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить своё восприятие окружающего мира.
Психологическая позиция человека становится жизненной, и исходя из неё люди играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Например, женщина, которую в детстве третировал алкоголик-отец, может принять две позиции: “Я ничего не стою” (я не о’кей) и “Мужчины – это животные, которые будут обижать меня”. Легко представить, что в согласии с этой жизненной позицией ею будут выбраны люди, играющие те роли, которые соответствуют её жизненному сценарию: она может выйти замуж за алкоголика или человека с деспотичными наклонностями.
Эрик Берн определяет предписания как самую важную часть сценарного аппарата и классифицирует их по трём степеням. Родительские предписания первой степени мягки по форме и социально приемлемы – это прямые указания, подкрепляемые одобрением или неодобрением. Предписания второй степени лживые и жёсткие, их внедрение происходит окольным путём соблазнительных улыбок или угрожающих гримас. Третья степень (очень грубые и жёсткие предписания) – это неоправданные запреты, внушаемые чувством страха, – верный способ воспитания неудачника. Среди других видов сценарных посланий Берн выделяет “толчок” (провокация, совращение, скрытое поощрение быть неудачником), “электрод”, “заповеди” (исходящие от Опекающего Родителя).
Также в трансактном анализе выделяется понятие эпискрипта (эписценария), возникающего в том случае, когда родители чувствуют себя обязанными преподносить своему ребёнку наставления и советы в объёме гораздо большем, чем этого требует родительский долг и нормальное “сценарное программирование”. В эпискрипте выделяются стремление продлить свою жизнь в потомках, требования собственных родительских сценариев или желание избавиться от собственных тяжёлых сценарных характеристик.
Когда люди участвуют в играх, кто-то из них обычно неким образом травмируется, и остающиеся после игры неприятные чувства называются “рэкетными”. Наиболее часто испытываемыми рэкетными чувствами являются гнев и депрессия. Рэкетные чувства вынуждают чувства эго-состояния Свободный Ребёнок или те чувства, которые были признаны неуместными родителями.
Трансактные терапевты по-разному определяют рэкет: как процесс, приводящий человека к ощущению несчастья, как “сексуализацию, трансактный поиск и эксплуатацию неприятных чувств” (Берн) или как “попытку изменить других людей” (Р. и М. Гулдинги).
При помощи рэкетных чувств люди нередко пытаются привлечь внимание членов семьи или близких и отказаться от своих настоящих чувств, которыми долгое время пренебрегали или которые не вызывали никаких ответных реакций. Итак, рэкетом называется использование рэкетных чувств в целях повлиять на других.
С рэкетом связано понятие накопления “психологических купонов” (Берн) – своеобразной валюты этого рэкета. “Доплатные марки” чаще всего получаются людьми в качестве дополнения к повседневным трансакциям. Некоторым людям нравится копить негативные чувства, другие предпочитают изливать их на окружающих. Берн пишет, что люди “понимают, что психологические купоны не бесплатны, что за их коллекции надо платить”, например, психосоматическими заболеваниями.
Человеку достаточно сложно бросить собирать свои “доплатные марки” – необходимо не только сделать это, но и отказаться от удовольствия “использовать” накопленную ранее “валюту” трансакционного рэкета. Одна из целей трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свои рэкетные чувства и заменить их аутентичными – то есть подлинными – чувствами (например, превращать хроническое беспокойство в энтузиазм, или расценивать хронический гнев как предложение к действию, а затем избавляться от него).
Играми в трансактном анализе принято называть серии следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с чётко определённым и предсказуемым результатом, в котором заинтересован тот или иной игрок. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, которые содержат ловушку или подвох. В качестве выигрыша выступает определённое эмоциональное состояние, к которому у игрока есть бессознательное стремление – и это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, а чаще это негативное чувство или неприятное ощущение, являющееся для игрока “любимым”.
В работе Э. Берна “Игры, в которые играют люди” описаны десятки игр, различающихся по числу играющих, по используемому материалу, психодинамическим характеристикам, инстинктивным влечениям, гибкости, интенсивности и так далее. Например, “Гость-растяпа”, “Если бы не ты”, “Ну что, попался, негодяй”, “Должник”.
Э. Берн находит шесть преимуществ (вознаграждений) в играх: внутреннее психологическое и внешнее психологическое, внутреннее социальное и внешнее социальное, биологическое, экзистенциальное.
Руководитель терапевтической группы должен следить за своими собственными психологическими потребностями. Это важный момент в групповой работе. Если руководитель ощущает, что с ним самим всё хорошо, то он создаёт модель такого же самоощущения для группы. Умелый руководитель при работе с группой задействует все свои эго-состояния должным образом: Родитель защищает и заботится, Взрослый анализирует и предоставляет информацию, Ребёнок создаёт атмосферу творчества и энтузиазма, показывает, как можно радоваться жизни. Таким образом, умелый терапевт не берёт на себя роль Спасителя, а помогает членам группы начать использовать свои собственные резервы и перестать ощущать себя Жертвами.
Терапевтическое вмешательство руководителя зависит от характера группы и бывает четырёх видов: деконтаминация (определение структуры личности, выявление эго-состояний), рекатексис (перемещение психологической энергии), прояснение (достижение контроля поведения со стороны Взрослого эго-состояния) и переориентация (изменение жизненного сценария и восприятия жизни в сторону “я – о’кей, ты – о’кей”)
Дж. Дюсей и К. Стайнер выделяют четыре терапевтических фактора, которые работают в любой группе:
1.естественное стремление индивида к здоровью и личностному росту;
2.осознание того, что члены группы являются человеческими существами и получение воздействий;
3.корректирующий опыт переживания противостояния и других взаимодействий между членами группы;
4.специфическое поведение руководителя.
Осуществление вышеупомянутых деконтаминации и рекатексиса достижимы в том случае, когда терапевт и члены терапевтической группы умеют диагностировать эго-состояния. Это делается различными способами, например, путём анализа поведения членов группы, употребления определённых слов и речевых оборотов, а также жестов, мимики и поз; путём анализа трансакций; изучением прошлой жизни человека и его взаимных отношений с близкими людьми и в семье; наконец, в аутодидактическом процессе, то есть путём самостоятельной идентификации эго-состояний (после приобретения соответствующего опыта).
Терапевты в групповом процессе применяют как свою интуицию, так и формализованные приёмы, например, позаимствованную из гештальт-терапии технику “пустых стульев”: член группы должен “посадить” все свои эго-состояния на отдельный стул и призвать их к взаимодействию.
Первым шагом руководителя группы является помощь участникам в различении способов поведения эго-состояний Ребёнок и Взрослый, в понимании и усилении функции Взрослого. Следующий шаг заключается в освобождении эго-состояния Свободного Ребёнка от чрезмерного влияния эго-состояния Адаптированный Ребёнок. После этого руководитель группы инициирует “знакомство” членов группы с эго-состоянием Родитель. Полезным методом представления эго-состояний является составление диаграмм, для чего многие руководители групп пользуются мелом и доской.
Терапевтическая группа являет собой идеальную площадку для анализа трансакций и игр, так как межличностные отношения членов группы дают обильный материал для этого. Группа работает по принципу “здесь и теперь” (позаимствованному из гештальт- терапии), а трансакции между её участниками часто отражают факты из прошлого, которое проявляет себя в настоящем. По ходу действия руководитель терапевтической группы анализирует трансакции между членами группы. Он может сделать наблюдаемую им игру явной для членов группы, может в неё включиться, проигнорировать или предложить альтернативу.
Терапевтическая группа создаёт атмосферу, которая способствует приобретению каждым её участником нового опыта, а не повторению старых и непродуктивных сценариев. Руководитель помогает в выявлении негативных сценариев, вследствие чего члены группы вольны принять сами “новые решения”, которые будут противодействовать сценарию. Чтобы производить такую работу на самом глубоком уровне, на уровне эго-состояния Ребёнок, в терапевтических группах, основанных на концепциях трансактного анализа, применяются методы, заимствованные из гештальт-терапии (“здесь и теперь”, “пустые стулья”), психодрамы и других подходов. В работе подчёркивается значение осмысления ранних решений и сознательное изменение своей позиции в настоящем времени.
Трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э,Берном и развитая другими авторами, является разумной и полезной.
«Разница между подлинным мастером ТА и любителем та же, что и между гитаристом, который с листа читает сложный музыкальный текст, и „человеком с гитарой“, знающим несколько аккордов» (Из предисловия проф. В. А. Петровского к книге Эрика Берна «Транзактный анализ в психотерапии»)
С другой стороны, даже если бы подобные специалисты и захотели серьёзно учиться транзактному анализу, им пришлось бы приложить много усилий, потратить много денег и времени. Прежде всего, нужно было найти ТА-мастера, рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА, который согласился бы стать его наставником на ближайшие 5-7 лет. Далее нужно было найти другого ТА-мастера (также рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА), у которого пройти собственную ТА-терапию (не менее 150 часов индивидуальной работы). Нужно ездить за границу и посещать семинары разных мастеров ТА и т.д. Обучение современному транзактному анализу долгий и серьёзный процесс.
В 2005 году в Москве открылся первый Институт ТА (ИТА), где проводятся семинары по современному ТА, и, планируется организация долгосрочных программ обучения транзактному анализу по двум направлениям: ТА-терапия и организационный ТА.
За последнее время было переведено на русский язык и издано несколько книг по-современному ТА:
Т. Харрис «Я хороший, Ты хороший»
М. Джеймс, Д. Джонгвард «Рождённые выигрывать»
Я. Стюарт, В. Джойнс «Современный транзактный анализ»
Мэри и Роберт Гулдинг «Психотерапия нового решения»
Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»
Клод Штайнер «Лечение алкоголизма»
Клод Штайнер «Игры алкоголиков»





































1.2.Стратегическое консультирование.

Стратегическое консультирование, интегрирует методы и теории множества различных дисциплин в эффективную психотерапевтическую модель, ориентированную на действие, которая требует несколько сессий, чтобы навсегда избавить клиента от предъявляемых им жалоб.
В практике массовой коммуникации внушение как вид психологического воздействия используется довольно часто. При этом под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, житейские мудрости, закрепленные в пословицах, афоризмах, "крылатых" словах, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов- суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется ситуация или проблема и провозглашается цель дальнейших действий. С помощью внушения становится возможным преодоление максимализма и скептицизма, свидетельствующих о повышенной сопротивляемости информационному воздействию.
Внушение - основной способ организации общественного мнения и манипулирования сознанием, прямое вторжение в психическую жизнь людей. При этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в нем как нечто данное, несомненное и уже доказанное. Это становится возможным при подмене активного отношения психики к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия, что так свойственно религиозным изданиям, через рассеивание внимания обилием информации, активную форму ее преподнесения, искусственное преувеличение престижа источников.
Значительное распространение в средствах массовой информации и пропаганды получила эриксонианская техника рассеивания (другое название - техника вставленных сообщений). Суть ее заключается в том, что в любое письменное сообщение можно вставить скрытую информацию, специально выделяя нужные слова: другим размером шрифта, другим цветом, другим типом шрифта, особым значком.
Милтон Эриксон- был физически неполноценным. В детстве переболевший полимиелитом, долгие годы лишенный возможности двигаться, не различавший высоту звуков и страдающий дальтонизмом, этот человек смог встать на ноги во всех смыслах этого выражения. Эриксон стал основателем удивительного направления в психотерапии, - краткосрочной стратегической психотерапии,нового способа гипноза, который сегодня называют эриксоновским, или на манер английской транскрипции - эриксонианский. Идеи, методы, техники созданные им, в настоящее время доминируют в американской психологии и оказывают заметное влияние на все науки, которые так или иначе связанны с челевеком или группой людей.
Первоначально Эриксоновский гипноз применялся в медицине, потом по мере того, как завоевывал авторитет стал распространяться на другие области деятельности. В первую очередь это, конечно же, менеджмент.
Постановка задач перед сотрудниками, контроль выполнения, воспитание нужных качеств у подчиненных, переговоры с банкирами и поставщиками, милые беседы с покупателями - все это лишь малая часть повседневной работы руководителя в которой знание гипноза, скромно говоря могут помочь. Ведь во многом успех управленческой работы зависит от навыка говорить убедительно, буквально гипнотизировать: подчиненных - перспективами, банкиров - бизнес- планами, покупателей - товарами.
Эриксон заметил, что у человека есть зрение, слух, кинестетическое (телесное) чувство, а также осязание и нюх, и они играют очень важную роль не только в процессах непосредственного восприятия информации, но и в дальнейшей ее внутренней переработке, хранении и даже последующем внешнем выражении. Оказалось, что, владея основными тремя сенсорными модальностями (зрения, слуха и телесной), психотерапевт может очень эффективно взаимодействовать с подсознанием клиента.
У нас есть внутренний мир и есть внешний мир. Информация поступает из внешнего мира во внутренний (это называется восприятие), а из внутреннего мира она переходит во внешний мир – это называется внешнее выражение, или самовыражение человека. Понятно, что существенную роль в восприятии играют органы чувств, с помощью которых оно происходит: мы говорим о сенсорных модальностях восприятия: визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая), кинестетическия (телесная) и т. д. Важное психологическое наблюдение, исходно принадлежащее Эриксону, заключается в том, эти сенсорные модальности оказываются очень существенными для внешнего выражения, и это проявляется даже в речи.
Когда мы обращаемся к другому человеку, то мы можем употреблять разные слова, которые покажут, к какой его сенсорной системе мы апеллируем. Это не значит, на самом деле, что мы считаем, что она ближе нашему партнеру: это значит, что она подсознательно ближе нам. На этом основана психотерапия, идейно восходящая к Эриксону. Основной ее принцип заключается в следующем. Если обнаружить, какая у клиента есть предпочитаемая ему сенсорная система, то можно начать его из нее выводить, вводя альтернативную. Можно выводить его плавно, то есть использовать фразы, в которых есть элементы предпочитаемой им модальности, но вкрапляя в них слова и (образы) из другой модальности, и так постепенно его переманивать на вторую модальность. При этом, с одной стороны, изначально общась с пациентом в удобной и привычной для него манере, можно постепенно приучить его использовать альтернативную, предлагаемую психологом модальность. И если психолог сам ею хорошо владеет, то пациент интуитивно (напрямую через психику психолога) подключается к непривычной для себя модальности, используя навыки психолога. И его возможности поведения в пределах этой модальности резко возрастают – потому, что потенциал психолога становится на время его потенциалом.
"Открытие того, что "двойные связи" были восприятиями на двух разных уровнях понимания, показало, что оно базировались на абсолютно различных экспериментальных ассоциациях, которые открывали новые возможности для наблюдения.
Все слышали, что гениальная вещь всегда проста. Человека не усыпляют, он остается в бодрствующем состоянии сознания. Эриксоновский гипноз использует присущую человеку способность к непроизвольному трансу, поэтому ему подвержен каждый и даже тот, кто им владеет. Зная, какой тяжелой была жизнь Эриксона можно понять, что овладеть им способен каждый.
Весьма запутанно в подсознании понятие времени. Быть может, времени в нашем обычном понимании там не существует вовсе? Во всяком случае в реальности подсознания можно вернуться в прошлое, не только заново пережить его (в том числе и то, память о чем полностью отсутствует в сознании), но и изменить это прошлое - не реальный ход событий, но их восприятие и эмоциональное отношение к ним, и это измененное прошлое по-новому определит настоящее и будущее. Не меньше, чем со временем, запутаны отношения подсознания со смыслом. Недаром Эриксон часто приводит пример о сотне значений английского эквивалента слова "бежать". Сознание может уловить их не более чем по одному за раз, расчленяя и анализируя; подсознанию, лавирующему в причудливых поворотах ассоциаций, доступно много больше. И надо быть Эриксоном, чтобы рассказать простенькую историю в семи фразах, из которых добросовестный ученик извлечет потом 11 смыслов, и все они будут "работать" на конкретную ситуацию, в которой была рассказана история. Но пока сознание будет мучиться над разгадкой хоть одного из смыслов, подсознание воспримет все 11 (а то и больше) сразу, и для этого совсем не обязательно быть Эриксоном.
Милтон Эриксон установил, что существует строгая связь между движениями глаз и способами мышления, которые использует человек в данный момент для решения той или иной задачи.
Эти образы могут быть зрительными, слуховыми и кинестетическими иначе телесными. Например, если вы прямо сейчас попробуете понять какого цвета глаза вашего друга или подруги,.. то прежде, чем у вас будет готов ответ вы создадите внутренний зрительный образ лица этого человека, без этого вы не сможете получить ответ. Иногда бывает, что человек сам не осознает образы при помощи которых принимает то или иное решение, но это не значит, что образов нет, просто они находятся вне сознания.
Во-первых, человек мыслит только при помощи внутренних образов. Во-вторых, образ который используется в данный момент человеком отражается в движениях его глаз,и в-третьих мы можем это использовать.
Эриксоновский гипноз отличается от классического тем, что у нас нет необходимости усыплять собеседника, укладывать его на кушетку и только потом проводить внушение.
Одно из гениальных достижений Милтона Эриксона состоит в том, что он определил: каждый человек время от времени впадает в непроизвольный транс, каждый человек имеет такую же потребность в трансе, как и во сне.
Транс - Это особое состояние сознание, при котором, сознание человека сортирует мысли и впечатления, размышляет.
Воспоминания о прошлом. Когда человек глубоко погружается в свое прошлое, то, несмотря на открытые глаза, он как бы отсутствует в настоящемэ
Это состояние транса.
Внешние признаки транса: 1. Расширение зрачков 2. Фиксация взгляда 3. Замедление мигательных движений 4. Замедление глотательных движений 5. Неподвижная поза 6. Мышцы расслабляются 7. Дыхание замедляется 8. Снижается реакция на внешние шумы 9. Запаздывают моторные реакции 10. Появляются спонтанные движения-такие как подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание.
Ричард Бэндлер и Джон Гриндлер ситематизировали приемы,используемые Эриксоном, и разработали коммуникативную психотерапевтическую модель, в рамках которой консультант сначала диагностирует манеру поведения клиента и потом подбирает наиболее приемлемую форму работы, обеспечивающую установление раппорта и оказание влияние. Усилия, предпринятые гештальт- терапевтом и профессором лингвистики, привели к пояалению нейро- лингвистического программирования, системы основанной на наблюдении за движениями глаз и на сипользовании речевых паттернов, позволяющих консультантам убедить своих клиентов как на сознательном, так и бессознательном уровне в том, чтобы они начали меняться.
Сейчас существует большое количество учеников и последователей Эриксона, которые используют и преподают его разработки, так называемый эриксоновский гипноз. Но кроме того, школа нейро- лингвистического программирования(НЛП), хотя официально считается независимым созданием американских психологов Р. Бэндлера и Дж. Гриндера, в очень большой степени занимается развитием тех идей, которые впервые ввел и постоянно использовал Эриксон.
Дело в том, что Эриксон был преимущественно практиком, и собственные идеи он реализовывал в процессе взаимодействия с пациентами, а теоретическим осмыслением занимались в основном его ученики, среди которых были и Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.
НЛП (оно же NLP) - новое направление психологии, в которое вошло все то, что действительно работает, т.е. доступно для практического применения. НЛП - это еще и основы эффективной коммуникации между людьми, возникновение именно того, что возможно сложно получалось у вас раньше - контакта между людьми. В жизни каждого человека случается такой момент, когда он говорит с кем-то едва познакомившись, а через 5 минут кажется, будто вы были знакомы вечность, и понимаете друг- друга с полуслова. Это и есть так называемый Контакт. И вы сможете налаживать его с любым человеком, если попробуете изучить NLP. Это нужно любому человеку, ведь каждому будет приятно улучшить взаимоотношение в семье, на работе, в знакомствах, деловых переговорах. Вы будете сильно удивлены, когда, используя НЛП, вы почти сразу же заметите улучшения во всех сферах своей жизни. Но это не панацея от всех болезней, это просто эффективная модель человеческих взаимоотношений.
Один из лозунгов НЛП: Гибкость - одно из ключевых слов в НЛП. Нейро - Лингвистическое пpогpаммиpование родилось в 1973 году усилиями двух американцев. Звали их Джон Гpиндеp и Ричаpд Бэндлеp. Причем они не были психологами, Джон Гpиндеp, имевший несколько высших образований, был лингвистом, а Ричаpд Бэндлеp известен, как специалист в теории систем (говоря просто - пpогpаммист).
HЛП обладает уникальными возможностями. Это целая концепция консультирования, оpиетиpованная на реальный результат, причем максимально быстро и безболезненно для клиента. Множество техник произвели в свое время сенсацию. Hапpимеp, техника быстрого лечения фобий.
Оказалось, что с фобией можно справиться минут за 15, а не за два года, как считалось раньше. Вообще, очень эффективное направление психотерапии, позволяющее, в частности, работать без содержания. Почти все книжки написаны в этом контексте.
С помощью HЛП было выяснено, что многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. Hо, если уж говорить о школе, то, к пpимеpу, идеальная грамотность - это не блеф, а просто внутренняя стратегия, которой можно обучить кого угодно. В бизнесе HЛП применимо очень во многих областях. Начиная от рекламы, заканчивая набором персонала и ведением пеpеговоpов. Очень сильный раздел HЛП посвящен постановке цели и стратегиям ее реализации. Еще момент - это поддержание себя в форме, в хорошем работоспособном состоянии.
Практики, независимо от того, где и с кем они работают, становятся краткосрочными. Стратегическим консультантами, как только начинают задавать следующие вопросы, разработанные специально для того, чтобы помочь клиентам продвигаться к решению собственных проблем.
В чем суть вашей проблемы?
Почему вы здесь и чего вы ожидаете?
Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?
Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?
Если бы вы проснулись завтра уже, без проблемы, то чтобы изменилось?
Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы это могло произойти?
Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?
Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?
Когда ваша проблема оказалась и вовсе не проблемой?
Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?
Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?
Стратегический консультант придерживается в работе следующей установленной схемы: понимание динамики взаимоотношений клиента, определение источников конфликта, планирование стратегии с целью изменения. Сильные стороны этого подхода кроются не в теоретических инновациях, а в творческих, часто даже радикальных предписаниях к изменениям.
Большинство практиков, использующих в работе краткосрочный, стратегический подход. СОГЛАСНЫ СО СЛЕДУЮЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ:

Консультант должен играть достаточно активную и директивную роль;
Для того чтобы консультирование было эффективным, не нужно много времени;
Для понимания проблем клиента важен анализ семейных и индивидуальных коммуникативных паттернов;
Проводимые вмешательства ориентированы на действие, в то время как роль инсайта игнорируется;
Техники и приемы подбираются индивидуально для каждого клиента, в зависимости от его личных особенностей и имеющейся ситуации;
Если ни одна стратегия не оказывается эффективной, следует попробовать что- нибудь еще.
Несмотря на то, что краткосрочное, стратегическое консультирование может быть достаточно эффективным и продуктивным, особенно в работе с сопротивляющимися или не знающими, существует также ряд проблем, связанных с использованием этого подхода:
1. Ответственность за содержание и за сам процесс консультирования не лежит на клиенте. Власть находится в руках консультанта.
2. Часто процессу консультирования сознательно придают оттенок таинственности, и тогда клиент не понимает, что именно произошло и почему.
3. Роль инсайта незаслуженно принижается или его полностью игнорируют, как фактор, просто отвлекающий внимание от работы, хотя одна из важных целей многих клиентов состоит в том, чтобы разобраться в себе.
4. Могут возникать этические проблемы, связанные со столь очевидным воздействием и контролем со стороны консультанта. Присутствует определенная опасность того, что указания консультанта будут неправильно поняты или они будут выполняться безответсвенно.
5. Поскольку этот подход направлен на решение проблем, то он ориентирован в основном на использование техник, основанных на контроле и более подходящих для мужчин, чем женщин, что может оказаться несовместимым с ценностями некоторых культур.
6. Многие стратегии создаются интуитивно, и поэтому научиться их использовать достаточно сложно. Большинство успешных работ, описанных в литературе или представленных на мастер- классах, было проведено командами экспертов, работающих за односторонне прозрачным зеркалом, данное условие для большинства консультантов просто недоступно.
7. Эмпирическая база стратегического консультирования достаточна ограничена, поскольку сущность этого подхода такова, что его трудно подвергнуть научному изучению.










1.3.Гештельт- консультирование.

Гештальт- консультирование зародилось, когда психология начала зарождаться как самостоятельная наука. Изучая процессы восприятия и научения, ученые узнали, что решение задачи- это не последовательный процесс, и важную роль в нем играет инсайт, или внезапное озарение. Курт Коффка и Вольфганг занимались установлением определенных закономерностей поведения, которые можно было бы использовать для объяснения процесса научения. Например, они отметили, что люди стремятся воспринимать всю группу элементов, в силу их близости друг к другу, сразу, а не каждый элемент в отдельности. Также они открыли , что мы научаемся избиратель но фокусировать свое внимание на тех событиях, ситуациях или стимулах, которые способствуют поддержанию нашего внутреннего психологического равновесия, даже если при этом наше восприятие реальности искажается.
Основная цель гештальт- теории заключается, чтобы описать жизнь человека в терминах осознания. В философском плане на гештальт- консультирование значительное влияние оказал экзистенциализм, а в психологическом- гуманизм. Все эти влияния укрепили позицию переживания как центрального понятия, на котором строится осознание. Гештальт- терапия сосредотачивает свое внимание на вопросах «что?» и «как?» и на незаконченных делах из прошлого, которые мешают эффективно функционировать в настоящем. Помогая клиентам более полно переживать настоящее- «здесь и сейчас»- гештальт- консультанты способствуют развитию большего самосознания и понимания.
Развитие гештальт- консультирования связано с именем Фрица Перлза, который организовал современное гештальт- движение в Калифорнии и оставался его центральной фигурой вплоть до самой своей смерти в 1970 году. Гештальт- подход ориентирован скорее на переживание, чем на теорию , и в значительной мере зависит от личности и характера самого консультанта .
С психологической точки зрения человек в каждый момент своей жизни существует в неком поле, состоящем из его прошлого опыта, представлений о самом себе, убеждений, ценностей, установок, надежд и страхов перед будущим, значимых взаимоотношений, карьеры, окружения, материальной собственности и культуры.
Гештальт- терапия – это теория поля, поскольку она утверждает, что для понимания поведения человека нужно рассмотреть всю конфигурацию взаимоотношений в его жизни. Эта конфигурация включает в себя прошлый опыт человека, его убеждения и ценности, ожидания, желания и потребности, имеющиеся на данный момент, современный уклад жизни, определяемый его местом жительства, родственными отношениями и работой, и, наконец, ту непосредственную ситуацию, в которой он сейчас находится. Слово гештальт (от немецкого «очертание» или «форма») обозначает такую конфигурацию объединенных воедино частей.
Состояние каждого элемента поля частично определено его взаимодействием с другим элементом. Поле также включает в себя биологическое состояние человека в данный момент времени, его сиюминутные потребности и желания, а также непосредственную ситуацию (физическое окружение, присутствующих людей, происходящие события). Поведение и переживания будут в каждый данный момент определяться взаимодействием всех этих элементов. Поскольку в каком-то элементе данного поля всегда будут происходить определенные изменения, т.е. человек никогда не будет оставаться точно таким же, как прежде.
Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных, неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном, интеллектуальном. То, что происходит «здесь и теперь» - это полноценно протекающий опыт, который затрагивает организм во всей его целостности, а также содержит в себе воспоминания, предшествующий опыт, фантазии, незавершенные ситуации, предвидения и намерения.
Большое внимание уделяется в гештальт-терапии работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда, Перлз говорит, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими.
Сон анализируется в контексте, который в свою очередь является контекстом терапии; подчеркивается тот факт, что личный сон рассказан данному терапевту в данный момент терапии. Рассказать сон своему терапевту - это значит поведать ему что-то такое, чего сам клиент не знает и не сумел бы ему рассказать по-другому. Содержание сна тогда рассматривается как построенное в основном из ретрофлексивного материала и прежде всего из ретрофлексии, возникших в течение предыдущего сеанса, которые, таким образом, пытаются проявиться сначала во сне, а потом в пересказе сна данному адресату. Терапевт уделяет особое внимание снам, которые снились ночью, следующей за сеансом. Но сон может быть также “построен” ночью, предшествующей сеансу, как своего рода подготовка к будущему сеансу. Сон, таким образом, благодаря Изидору Фрому находит свое место среди средств, дающих возможность работы с явлениями границы, контакта и нарушениями функций границы.
Целью гештальта не является оказание помощи клиенту в решении определенной проблемы, с которой он приходит к терапевту. Согласно гештальту, имеющаяся жалоба является просто симптомом того стиля жизни, который и представляет собой настоящую проблему. Гештальт-терапия сконцентрирована на том, чтобы повысить способность человека поддерживать полный контакт и осознание происходящего и таким образом помочь ему обрести способность сделать эффективный выбор.
То, что гештальт подразумевает под «повышением осознания», не является достижением инсайта. Суть состоит в том, чтобы повысить способность клиента остаться центрированным на настоящем моменте и научиться осознавать его. По этой причине гештальт-терапия является видом «бихевиорального экзистенциализма», поскольку цель ее заключается в активизации поведения клиента для поддержания полного контакта с собой и с ситуацией.
В результате гештальт представляет собой крайне субъективный вид психотерапии. Он протекает не так, как вербальные виды терапии, когда терапевт и клиент сидят и разговаривают о клиенте и его проблемах. Фактически некоторые гештальт-терапевты рассматривают «разговоры» о проблемах как уход от сиюминутного непосредственного переживания и не позволяют этому произойти. Они считают, что разговор - это пелена, скрываемая переживания. Это не означает, однако, что все разговоры исключены. Желательно, чтобы клиенты выражали свои чувства по отношению к терапевту и другим участникам групповой терапии формулировали свое осознание.
Не все гештальт-терапевты запрещают разговоры о проблемах. Можно поддерживать беседу с клиентом до тех пор, пока она остается оживленной и энергичной и способствует установлению контакта между терапевтом и клиентом.
Механизмы терапевтического процесса в гештальт- психологии
Гештальт- терапия – это процесс поддержания или восстановления нашей способности управлять образами, строить их в адекватной связи с фоном.
Одним из основных рабочих терминов, употребляемых в гештальт-психотерапии, является «осознание», осознание немедленное – форма сознавания, которая является одновременно и двигательной и сенсорной, интегрирующей совокупность всех показателей поля.
Психотерапевт старается помочь человеку все более и более «сознательно осознавать», восстановить непрерывность, от минуты к минуте, сознавания всего происходящего, вновь обрести свою способность к творческому приспособлению, то есть выйти из фиксации, из неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой.
Гештальт – это образ, создаваемый субъектом при контакте с окружающей средой в зависимости от своих потребностей, желаний или незавершенных (на данный момент) ситуаций. Задача психотерапевта – поддержать способность человека формировать образы, отделять их от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строится и разрушаться. Построение - разрушение гештальтов – отражает контакт организма с окружающей средой и имеет четыре фазы, которые в действительности не отделены одна от другой.
Предконтакт – это фон, задний план, где собственно начинает возникать ощущение наиболее актуальной потребности организма в данный момент. Здесь образуется гештальт, «чтобы пойти на контакт» с окружающей средой.
Контактирование. На этой фазе человек осуществляет функцию выбора – «да» или «нет» вхождения в окружающую среду и делает выбор среди ресурсов окружающей среды или отвергает ее.
Финальный контакт. Окружающая среда отходит на задний план, и появляется новый образ – выбранный объект. Субъект устанавливает с ним полный контакт. Например, в межличностных отношениях на смену четко идентифицированным «Я» и «Ты» может появиться «Мы», выражающее любовь, ненависть, страх, ужас или любую другую ситуацию контакта.
Постконтакт. В фазе полного контакта граница открывается таким образом, чтобы впустить объект опыта, а теперь она закрывается на этом прожитом опыте и начинается ассимиляция. Не больше образа, в поле не остается ничего актуального.
Последовательность построения – разрушения гештальтов, или цикл контакта – это способ описания инсайта, рассматривающий его в динамическом проявлении. Можно также описать его структурно, через составляющие частные функции: «Оно» (функция проявляющаяся через ощущения), «Личность» (отражает представление о себе и фиксирует опыт), «Эго» (совершает идентификацию и приводит в действие две первые функции). Функция «Эго» должна быть здоровой, восстановленной и очищенной от того, что ей мешает действовать и быть гармонично связанной с другими функциями в едином инсайте.
Техники гештальт-терапии.
Поскольку главной целью гельштат-терапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о том, что он осознает в данный момент, чтобы выработать у него внимание, центрированное на настоящем. Это часто показывает насколько трудно оставаться сосредоточенным на данном моменте, поскольку клиент обычно старается отклониться от темы и перейти к рассуждениям или самоанализу.
Поскольку невротик не умеет жить и переживать себя в настоящем, ему будет нелегко придерживаться требований техники «здесь и теперь». Он будет прерывать свое участие в настоящем воспоминаниями прошлого, будет настаивать, чтобы говорить о них так, как будто они действительно находятся в прошлом. Ему легче предаваться ассоциациям, нежели концентрироваться на переживании себя.
С точки зрения гештальт-терапии, за требованием концентрации вовсе не стоит мелочная придирчивость. Чтобы пациент мог приближаться к полному участию а настоящем, предпринять первый шаг к продуктивной жизни, он должен научиться направлять свою энергию, а это и есть концентрация. Он сможет переходить от того, что считает необходимым в один момент, к тому, что считает необходимым в следующий, если он действительно способен пережить каждое «теперь» и каждую потребность. Концентрируясь на каждом симптоме, на каждой области сознавания, пациент многое узнает о себе и своих комплексах.
Сходным, с указанным выше, является упражнение «пребывание». Суть его заключается в том, что клиент получает указание задержаться на каких-то мыслях или чувстве. Сохранение внимания на чувстве может привести к появлению некоторого незавершенного гештальта или вопроса, на котором клиент хочет сосредоточиться. Можно сказать, что оба эти упражнения непосредственным образом тренируют внимание, центрированное на настоящем.
Есть также клиенты, которые совершенно не умеют слушать. Они прямо-таки забрасывают терапевта словами. Они перебивают его. Или они притворяются внимательными, но при этом очевидно, что все, что терапевт говорит, входит в одно ухо и тут же выходит через другое. Такие пациенты могут буквально не слышать терапевта. Гештальт-терапия предлагает таким пациентам переходить от говорения к слушанию себя и обратно (метод «челночного движения»). Первоначально, после каждого сказанного ими предложения, терапевт задает вопрос: « Сознаете ли вы это предложение?» Обычно они помнят, что сказали какие-то слова, но часто замечают, что не сознавали их, когда говорили. Часто это связано с нечувствительностью рта, тогда клиенту предлагается прочувствовать в процессе говорения свои язык и губы. Если такие клиенты научаться в процессе собственной речи слушать и чувствовать, - это важный шаг. Теперь они смогут слушать и других, а также обнаруживать путь к невербальному общению и невербальному существованию. Таким образом, челночное движение развивает сознание, давая пациенту более ясное ощущение взаимосвязей в его поведении.
Другие техники призваны расширить поле переживания клиента. Гештальт – это холистический подход, и считается, что невербальное выражение зачастую более точно передает переживания клиента, чем его слова. Его могут попросить преувеличить жест или тон голоса, чтобы повысить действительное переживание того, что он говорит. Например, если клиент говорит тихим голосом: «Я сержусь», его можно попросить сказать эти слова громче. Если во время рассказа о своих депрессивных чувствах клиент играет со своим обручальным кольцом, гештальт-терапевт может попросить его сосредоточиться на этом жесте и вести разговор с точки зрения своего переживания этого жеста: «Сейчас я двигаю кольцо по пальцу. Мой брак вызывает у меня множество противоречивых чувств».
Есть и другие методы, которые, поощряя самовыражение, также способствуют как большему сознаванию, так и возрастанию опираться на себя. Один из таких методов, психодраматический метод Морено, где пациенту предлагается переходить от одной роли к другой, например от задерганного ребенка к ругающей его матери. Таким образом, клиент может понять, что ругающее его Супер-эго – это его воображаемая мать (его интроекция), что в действительности он ругает сам себя. Терапевтическая ценность метода состоит в том, что это дает возможность разнять клинч, - постоянную схватку между собакой сверху и собакой снизу, - не посредством приспособления, а посредством интеграции.
Ролевая игра довольно часто используется в гештальт-терапии. Одним из эффективных упражнений ролевой игры является техника «пустого стула» или «двух стульев». Она используется, чтобы помочь клиентам разрешить внутренние конфликты и разобраться в своих чувствах относительно конфликтов с окружающими. Клиент сидит лицом к пустому стулу. Если проблемой является внутренний конфликт между различными аспектами «Я», его просят представить, что одна из конфликтующих сторон сидит напротив него. Клиент разыгрывает роль «второй» стороны, а затем пересаживается на второй стул и разыгрывает противоположную роль. Во время диалога проявляются чувства уязвимости, которые являются сутью конфликта. Как только клиент сумеет «завладеть» своими чувствами, он сможет оперировать ими и сможет свободно сделать выбор.
Гринберг исследовал процесс принятия решения с использованием техники «двух стульев». Он обнаружил, что критикующая сторона начинает с того, что выражается терминами «следует» и «нужно» в ответ на слова другой стороны « хочу» и «не хочу» (последнюю Гринберг назвал «переживающей стороной»). В конце концов, с помощью ролевой игры критикующая сторона начинает смягчаться и перестает быть резким критиком. Когда это происходит переживающая сторона перестает оборонятся. Когда они обе начинают понимать, что находятся на одной «стороне», достигается некое слияние.
Та же техника может использоваться, чтобы помочь человеку решить «незавершенный вопрос» с межличностным конфликтом.
Другой важный терапевтический метод состоит в подходе через проявленные прерывания, например, к областям замешательства клиента. Замешательство – плохая поддержка для контакта и проблема клиента часто проявляется в сферах его замешательства. Переживание замешательства крайне неприятно, и здесь, как и в случаях тревоги, стыда, отвращения, мы сталкиваемся с сильным желанием аннигилировать это переживание – посредством избегания разговоров, или иными способами. Поэтому очень важно, если клиенту удается сознавать свое замешательство и оставаться с ним. Данный метод состоит в работе с клиентом по визуализации образов, которые часто для клиентов, как бы окутаны дымкой тумана или вообще чернотой ( человек имеет некоторые области, куда он запрещает себе смотреть). Клиенту предлагают в фантазии рассеять туман и пристальнее вглядеться в образы, открыть театральный занавес и увидеть, что за ним и т. д. Набравшись мужества отправиться в свои темные углы, можно вернуться оттуда более здоровым. Если изменится прерывающее поведение клиента в кабинете, изменения неизбежно распространяться на весь его жизненный стиль, его характер, его образ жизни.
Критика гештальт подхода состоит в следующем:
1. наблюдается тенденция, что консультанты, работая в рамках этого подхода, становятся чрезмерно манипулятивными ;
2. иногда гештальт- консультирование рассматривают как антиинтеллектуальный подход, поскольку мыслительным процессам уделяется слишком мало внимания ;
3. гештальт- консультирование иногда рассматривается как бесполезное мероприятие.
4. иногда гештальт- подход поддерживает установку « это не мое дело», что может развить чувство безответственности .
5. слишком мало внимания уделяется приобретению полезных жизненных навыков.






























1.4. Сравнительный анализ описанных концепций, их общие и отличительные характеристики.

Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.
Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.
Стратегические приемы часто бывают провокационны. Они учат нас быть такими, «какими нам много лет запрещали быть: активными, директивными, контролирующими и таинственными. Консультант, как эксперт берет на себя ответственность за конструирование эффективных вмешательств. Чтобы заставить клиента по- другому реагировать на ситуации, с которыми он постоянно сталкивается, консультант должен иметь творческие способности, навыки убеждения, мотивирования и оказания влияния, так же как и чувство юмора.
«Притворство- стратегия, которую Маданес предпочитает использовать в работе с детьми, имеющими деструктивные симптомы, раздражающие их родителей. После того как ребенка намеренно просят воспроизводить свои симптомы, они утрачивают свою контролирующую способность. Другие формы директивных вмешательств включают в себя изменение расстановки сил в семье, изменение привычных стилей взаимодействия между членами семьи и постановку парадоксальных задач: консультант дает клиенту инструкцию, которую, как он надеется, тот нарушит. Например, клиентам, которые хотели сбросить лишние 5 фунтов веса, Милтон Эриксон давал инструкцию успеть набрать еще 5 фунтов до следующей сессии. Если им удавалось это выполнить, то это говорило об их потенциальной способности держать свой вес под контролем- увеличивать и, следовательно, уменьшать его по своему желанию. Однако, что более вероятно, посчитав Эриксона сумасшедшим, клиенты намеренно не выполняли его инструкцию и начинали терять лишний вес, тем самым вступая на путь исцеления.
Направленность на действие в стратегическом подходе очевидна: консультанты стремяться оказать радикальное влияние на жизнь клиента, разрушив существующие у него поведенческие паттерны. Поскольку стратегическое консультированеи- это интуитивный и творческий процесс, то требуется солидный клинический опыт и длительная супервизия перед тем, перед тем как этот подход можно будет использовать безопасным и эффективным образом. Более всего этот подход эффективен в работе со сложными семейными системами и индивидуальными клиентами, привыкшими к неадаптивному поведению.
Принципы гештальт- консультирования .
1. Принцип « сейчас», или концентрация на настоящем моменте. Если клиент повествует о каком-то событии прошлого, ему предлагают с помощью фантазии перенести все действия в настоящее и излагать ситуацию так, как будто она разыгрывается сейчас.
2. Принцип « Я- ты» . Он позволяет установить открытые , дружеские отношения между людьми.
3. Принцип субъективизма высказываний. Применение этого принципа помогает изменить объективные мысли, чувства, поведение на субъективные. Например , вместо суждений « Что-то подавляет меня», « Что-то препятствует мне сделать это» предпочтительнее было бы : « Я подавляю себя», « Я не даю себе сделать это» . Такой простой прием дает возможность управлять своими функциями.
4. Непрерывность сознания. Осознанность чувств, телесных ощущений создает основу для понимания самого себя и других .
По Ф. Перлзу, у человека есть три зоны потребностей: внутренняя, внешняя, средняя .
Внутренняя зона- область физиологических потребностей и осознание собственного Я . Внешняя зона- область материальных потребностей и осознание окружающей действительности . Средняя зона- область, мечтаний, фантазий, она слагается из многих незавершенных гештальтов прошлого . Человек не может жить только в мире фантазий, он должен жить настоящим по типу «здесь и теперь» . Осознание своих потребностей и осознание настоящего выражает способность человека жить по максимуму, полнокровной жизнью .
Гештальт- консультирование акцентирует роль личной ответственности за развитие осознания и за переживаемые чувства. Незаконченные дела из прошлого переходят в настоящее, представляя собой тупик, который нужно преодолеть .
Основными задачами гештальт- консультиорвания являются:
1. осознание своих потребностей;
2. поиск скрытых ресурсов;
3. достижение психического здоровья, т.е. социальной зрелости

























4.Заключение.

При изучении разных подходов в консультировании нужно помнить, что каждый из них - это отдельная попытка объяснить психотерапевтический процесс .
Психика человека, пришедшего на прием, чрезвычайно чувствительна к каждому, жесту, мимике и интонации в голосе консультанта. Обостренное восприятие, душевная ранимость, характерная для большинства клиентов, служит благоприятной почвой не только для решения проблем, но и отрицательной психотерапии в форме ятрогений.
Ятрогения - психогенное заболевание, невольно внушенное необдуманным или неосторожным словом врача. Опрометчивые, несдержанные, а иногда и просто грубые слова могут стать сильнейшей психотравмой, вызвать у человека реактивные депрессии, неврозы и причинить ему еще большие страдания, чем были у него до прихода к психотерапевту.
Выбор консультантом вмешательств, реакций, анализа и интепретаций вытекает из теоретической модели, описывающей, какие бывают люди, что для них хорошо и какие условия должны оказывать на них желаемое влияние консультантов. Существуют достаточно четкие и хорошо разработанные теории относительно метафизики( что движет миром), этики(как люди должны поступать), логики( причинно-следственные отношения), онтологии(значения человеческого бытия) и эпистемологии(как люди познают мир) .
Ценность теорий заключается также в том, что они организуют знания и информацию в легко воспроизводимой форме. Теории- обеспечивают последовательность действий и дают возможность, повторно использовать стратегии, которые срабатывали ранее при таких же обстоятельствах .
Хотя теории и являются ценными моделями определенных действий, но отнюдь не являются абсолютной и непоколебимой истиной.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.







5. Список литературы.

1. Андреас С., Андреас К. «Сердце разума».- Перевод с английского. М., 2001 .
2. Э. Берн. Трансакционный анализ и психотерапия. СП-б, 1992.
3. Э. Берн. Трансактный анализ в группе. М, 1994.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.
5. Гроллман Э. « Суицид: превенция, интервенция, поственция». Суицидология: прошлое и настоящее: Проблемы самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах.- М., 2000.
6. Гулевский В. Я. «Индивидуальная психотерапия « - М.: « Аспект пресс» , 2008.
7. М. Гулдинг, Р. Гулдинг. Психотерапия нового решения. М, 1997.
8. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология.- СПб., 2001.
9. Коледа С.» Моделирование бессознательного». М., 2000.-С. 174.
10. Коттлео Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование.- СПб.: Питер, 2001.
11. В. К. Лосева, А. И. Луньков. Психосексуальное развитие ребёнка. М, 1995.
12.Моховиков А.Н. « Телефонное консультирование». М., 2001.
13. Милтон Г.Эриксон, Эрнест Л.Росси. Человек из февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности. - М.:Независимая фирма «Класс» , 1995
14.Мэй Р. « Искусство психологического консультирования».- М., 1992.-С197.
15. Нельсон- Джоунс Р. « Теория и практика консультирования».- СПб.: Питер, 2001.-С.133 .
16. К. Рудестам. Групповая психология. (3-е, полное издание). М, 1998.
17. Психотерапевтическая энциклопедия. (п/р Б. Д. Карвасарского). М, 1998 14.Франкл В. «Человек в поисках смысла».- М., 1990.


 Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии.-М., 2001.-С. 312.
 Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию.-М., 2005.-С. 273.
 Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии.- М., 1996.-С.117.
 Коттлер Дж., Браун Р . « Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001.- С.137.
 Гулевский В. Я. «Индивидуальная психотерапия « - М.: « Аспект пресс» , 2008.-54с.









13PAGE 15


13PAGE 143215


13PAGE 15






15