Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка


«Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка»
Применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.
Инновационные технологии в педагогике способствуют отказу от стереотипов в развитии личности ученика, его воспитании и обучении. Они выходят за рамки действующей системы образования, так как создают новые формы деятельности учителя и способы подачи материала. Таким образом, учитель-новатор может глубже реализовать себя как носитель социальных инноваций.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
В последнее время в преподавании все больше развиваются технологии, которые способствуют повышению интереса учащихся. К их числу можно отнести коммуникативные игры, всевозможные проекты, тесты и презентации, призванные улучшить качество образования. Известно, что если учащийся не замотивирован к изучению предмета, то обучение не даст результатов.
Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ :
формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
расширение активного и пассивного словарей;
приобретение культурологических знаний;
формирование культуры общения;
формирование элементов глобального мышления;
формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
формирование навыков работы в группе.
При использовании компьютерных технологий в обучении английскому языку учитель обязан тщательно проработать все этапы работы и контролировать весь процесс. С помощью данного вида ТСО можно проводить аудирование (прослушивать тексты, радиопередачи, диалоги), просматривать фильмы на языке оригинала, устраивать тестирование и выполнять различные виды упражнений. И все это можно соединить в одной презентации (или в серии презентаций). Немаловажно, что такой способ подачи материала очень нагляден и способствует появлению или повышению интереса к изучаемому языку у учащихся.
Можно создавать собственные презентации и в довольно короткие сроки, оформить их красочно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать презентации яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры, лексико-грамматические упражнения и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена.
Представленный в виде электронных презентаций материал существенно расширяет возможности обычных учебников за счет использования звукового и видео сопровождения и эффектов анимации. В ходе работы с компьютером у учащихся задействуются слуховой и визуальный каналы восприятия, что позволяет увеличить не только объем воспринимаемой информации, но и прочность ее усвоения.
Поскольку готовые программные продукты широко известны и доступны многим, целесообразно более подробно остановиться на тех мультимедийных разработках, которые созданы самими учителями английского языка.
И сейчас мы поговоим о таком средстве повышения мотивации как компьютерная презентация, созданная на основе программы PowerPoint.
Я думаю их можно разделить на несколько категорий:
презентацию, вводящие новый грамматический материал;
презентации, содержащие новый лексический материал;
презентации страноведческого характера;
интегрированные материалы.
На начальном этапе обучения можно использовать и презентации для изучения алфавита и транскрипции. Например, можно взять за основу учебник, по которому ведётся обучение, и представить в виде презентации PowerPoint упражнения на изучаемые буквы и/или транскрипционные знаки, сопроводив их звуковыми файлами.
1). Одним из важных видов презентаций являются презентации для представления грамматического материала. Подготовка к ним занимает много времени, так как главным становится подбор этого грамматического материала и его организация. Младшим школьникам лучше давать больше примеров устойчивых выражений. Младшим школьникам сложно заучивать правила, даже на уроках русского языка их дается минимальное количество. Правила английского языка целесообразнее давать, когда у детей сформируется навык работы с грамматическими правилами на родном языке. Гораздо эффективнее будет представить эти правила графически. Презентации данной группы отличаются тем, что в них не обязательно использование звукового сопровождения. Преподаватель даёт необходимые комментарии.
2) Следующим видом презентаций являются презентации для работы с лексикой. Самый простой вариант их создания такой: подобрать необходимую для изучения лексику и соответствующие картинки и, если возможно, звуковые файлы (например, a frog – лягушка - квакает). Можно также дать новые слова в тексте сказки, песни, стихотворения. Презентации PowerPoint могут быть использованы при изучении таких тем как: «Звери», «Птицы», «Цвета», «Цифры», «Части тела», «Одежда» и др. Кроме того, можно создать презентацию на основе рисунков учащихся (вместо картинок). При изучении новой темы попросить учеников дома нарисовать какое-нибудь животное или часть тела (в зависимости от темы), затем собрать все рисунки, отсканировать и вставить в презентацию. Затем сопроводить эти рисунки текстовыми и звуковыми файлами. Следует также подписать рисунки, ведь каждый ребенок, увидев свое имя на слайде компьютерной презентации, почувствует гордость. Таким образом, повысится его мотивация к изучению языка. После просмотра презентации, в создании которой дети приняли непосредственное участие, новые слова точно будут освоены и усвоены. Такая работа способствует повышению мотивации учащихся.
3). Самые распространённые презентации – презентации лингвострановедческого характера. На их создание уходит меньше сил, и они получаются наиболее красочными и наглядными за более короткий срок. Так, можно показать картинки с изображением достопримечательностей англоговорящих стран. Презентации этого вида очень удобны и эффективны при работе в школе, к тому же способствуют развитию социокультурной компетенции, которая «подразумевает знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения».
В прошлом году в нашей школе проходила «Неделя английского языка», в рамках которой учащиеся 5 - 11 классов представили презентации по теме «Праздники в Великобритании» Учителя английского языка помогли учащимся не только научиться работать с программой PowerPoint, но и узнать много нового и интересного о Великобритании.
Социокультурная компетенция помогает взаимодействовать представителям разных культур в современном мире. Огромное значение для её формирования имеет изучение культуры стран изучаемого языка и культуры своей страны. В связи с этим особое внимание в блоке презентаций лингвострановедческого направления отводится подбору информации в виде текстов и иллюстраций, последовательности ее изложения, эстетическому оформлению материала.
Такая организация материала дает учащимся возможность не только получить наглядное представление о другой стране, ее жителях, но и позволяет погрузиться в созданную на занятиях социокультурную среду.
Социокультурная компетенция является частью коммуникативной компетенции. Преподаватель должен воспитывать у учащихся уважение и толерантность к другой культуре, религии, к другому языку и образу мыслей.
4) Интегрированная презентация может сочетать в себе элементы страноведческого характера, содержать новый лексический и грамматический материал. Существенной особенностью является наличие видео- и аудио- ряда, анимации, большого количества картинок, игровых упражнений. Такие презентации занимают больше времени на подготовку, но больше нравятся учащимся. Их необязательно показывать на каждом уроке, а можно использовать как поощрение за успешную работу в конце урока или раз в неделю.
При предъявлении нового лексико-грамматического материала при помощи компьютерных презентаций важную роль играет учитель, который не только создаёт презентации, но и организует работу с ними, варьируя их в зависимости от поставленных на уроке задач. Это особенно важно в начальной школе, где вся информация, полученная от учителя, воспринимается детьми как истина. Презентации не должны заменять учебник, а лишь дополнять его и повышать тем самым мотивацию учащихся.
Очевидно, что разработка собственных мультимедийных материалов презентационного характера является процессом довольно трудоемким и требующим особых навыков. Однако это позволяет учителю-предметнику создавать особую обстановку на уроке – атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, способствуют лучшему усвоению материала, а именно:
возможность анимации, изменение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта
добавления схем, таблиц, фотографий
повышению визуализация материала, увеличению скорости и качества усвоения темы
повторению того или иного этапа урока
осуществлению личностно- ориентированного обучения (учитель создает презентации, учитывая конкретных учеников, их способности).
Вот поэтому, дальнейшее совершенствование информатизации педагогического процесса школы видится в широком внедрении средств и методов ИКТ в структуру педагогической диагностики: воспитательных возможностей классного коллектива, профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями психического развития, социального развития школьников, воспитательного потенциала семьи школьника.