Конспект урока по математике на тему «ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО»












Урок математики

3 класс

Тема: «ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО»





Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №17»
Гайдабура Татьяна Владимировна



















Цели: формирование общих учебных умений и навыков на уроке математики.
Задачи: - закреплять правила деления суммы на число и умения применять его при решении примеров и задач.
- совершенствовать вычислительные навыки.

Ход урока
I. Организационное начало урока.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

II. Работа над новым материалом.
1) - Откройте тетради.
- Выполните действия в указанном порядке.
(62+18):8 (40+16):7 (36+27):9 (слайд №1)
- Какое правило применили при решении? (деление суммы на число)
- Как вычисляли? (нашли сумму и разделили на число)
- Проверка.
- Значение какого выражения можно вычислить другим способом? (36+27):9
- Почему? (каждое слагаемое делится на 9)
- Какие выражения нельзя решить другим способом? (62+18):8 ; (40+16):7 - Почему? (каждое слагаемое не делится на число)
- Откройте стр.13 учебника и выполните 2 способа деления суммы на число. - Прочитайте.
2) Посмотрите на задачу №3 (учебник стр. 14)
- Прочитайте текст задачи.
Как вы думаете, эту задачу можно решить только одним или двумя способами? (2 способа решения)
- Почему 2 способами?
Все согласны или нет?
Как вы думаете, чему будем сегодня учиться на уроке? (решать задачи разными способами, применяя правило деления суммы на число)
Какова тема урока? (Запись на доске)
- Какие вопросы вам хочется задать по теме урока? (запись вопросов на доске)
- На эти вопросы попробуем ответить в конце урока.
- Прочитайте задачу №1.
- О чем задача?
- Что известно в задаче?
- Какие числа использованы в задаче? (9 конфет «Ромашка»
6 конфет «Василек»
3 девочки)
- Каков вопрос задачи?
- Посмотрите на рисунок к задаче.
- Соответствует ли рисунок тексту задачи?
- Что видим? (9 конфет «Ромашка», 6 конфет «Василек», всего 15 конфет,
девочек - нет)
Какого числа нет в условии задачи? (15)
(этот рисунок не точно отражает условие задачи)
А сейчас вы в парах сделайте рисунок к этой задаче, (работа на листочках)
Проверка.
А вот в другом классе рисунок этой задачи сделали так.
Расскажите. (Слайд №2)
Один ученик решил задачу так (9+6):3, а другой 9:3+6:3 (на доске)
На листочках напишите, на какие вопросы отвечал
ученик, решая задачу таким способом (1 в.) (9+6):3
ученик (2 в.) 9:3+6:3
Проверка.
Прочитайте, какие вопросы вы составили.
Давайте ответим на вопрос задачи. Сколько всего конфет получила каждая девочка?
(Ответ: по 5 конфет получила каждая девочка)
Как связано решение задачи с правилом? (задачу решали разными способами, сумму делили на число тоже разными способами)

Можно ли между этими выражениями (9+6):3 и 9:3+6:3 поставить знак = ? (да, все слагаемые делятся на число) (на доске)
Почему? (рассматривали способы решения деления суммы на число)
Если мы заменили одно из чисел в задаче, будет ли она решаться двумя способами? (надо проверить)
Давайте проверим.
Заменю число 6 на 15. Будет ли решаться задача двумя способами?
(9+15):3
9:3+15:3 (на доске)
Почему? (каждое число делится на 3)
Какими еще числами можно заменить число 9, чтобы задача была решаемой?
(3;6; 12; 15) - числа, которые делятся на 3.
Если я заменю число 3 на 5, как будет решаться задача? (только одним способом сумму делили на число)
(9+6):5 (на доске)
Почему? (1 способ - суммируем и делим 9 и 6 = 15:5
2 способ делим и суммируем 9:5 и 6:5 не делятся)
Какими числами можно заменить 9 и 6, если будет 5 девочек? (числа, которые делятся на 5)
Не хотите ли уточнить тему урока?
(62+18):8 (36+27):9 (40+16):7 (слайд №3)
Используя 1 выражение (62+18):8 составьте задачу про те же конфеты «Ромашка» и «Василек», и про девочек как в №1.
«В новогоднем подарке было 62 конфеты «Ромашка» и 18 конфет «Василек», 8 девочек разделили их между собой поровну. Сколько конфет получила каждая девочка?»
А если в задаче будет говориться о мальчиках, изменится ли что-нибудь в решении задачи? (нет)
Эта задача будет решаться 1 способом или двумя? (1 способ решения сумму делим на число)
Почему?
Составьте задачу по тому выражению, которое будет решаться 2 способами.
(36+27):9
Почему выбрал это выражение? (каждое слагаемое делится на число - 2 способа решения задачи)
Чему сейчас учились? (решать задачи разными способами, делили сумму на число)
Каким способом удобнее решать задачу? (любым)
В математике считается тот способ, которым выражение решается короче.
Соответствует ли тема нашего урока тому, чем мы занимаемся сейчас? (да, решаем задачи разными способами)

Физкультминутка.
Работа по учебнику.
Задача №3 стр.14.
Чем похожа эта задача на предыдущую? (числа 36 и 24 делятся на 6, значит она решается разными способами)
Краткая запись здесь удобна? (нет)
Какая модель условия удобна? Как считаете? (таблица) (работа с памяткой)
Чтобы составить таблицу нужно ответить на вопросы.
О чем эта задача? (о фруктах - яблоках, грушах)
Сколько строк в таблице? (Слайд №4)
Что известно о фруктах? (раскладывали в ящики)
Сколько величин? (3)
Какой вывод? (будет 3 столбца)
Какие величины? (масса 1 ящика, количество ящиков, общая масса)
Чтобы заполнить таблицу нужно читать задачу и вписывать.
Чему равна масса ящика яблок? (6 кг)
Масса ящика груш? (6 кг)
Что можно сказать о массе 1 ящика яблок и груш? (одинаковая)
Чему равна масса всех яблок? (36 кг)
Чему равна масса всех груш? (24 кг)
Известно, сколько было ящиков с яблоками? (нет)
Известно, сколько было ящиков с грушами? (нет)
Каков вопрос задачи?
Решите задачу любым способом.
Запишите решение выражением.
Проверка, (вызов 2 учеников к доске с решением задачи разными способами)
Поднимите руки кто решил задачу так, а кто так.
(36+24):6 = 60:6 = 10 (ящ.)
36:6+24:6 = 6+4=10 (ящ.)
Как решали задачу? (узнали сколько всего было фруктов и разделили на массу 1 ящика)
1 способ - складываем и делим
2 способ - делим, потом складываем
Ответ в задаче какой? (10 ящиков всего потребовалось)
Понравилось ли вам решать задачи?
Дома вы сможете проверить свои силы в решении задач.
Д/з. №4 стр.14.
О чем: говорим сегодня на уроке? (решение задач разными способами, деление суммы на число)
№6 (3 столбик) стр.14 - примеры
Посмотрите на 3 столбик примеров №6.
Эти примеры имеют отношение к нашему уроку? (да)
48:8+32:8
36:6+28:4
Что можете сказать о них?
Сравните.
Что общего?
Прочитайте 1 выражение, (к частному 48 и 8 прибавить частное 32 и 8)
Запишите выражение в тетрадь.

48:8 + 32:8 =
Возьмите карандаш.
Рассмотрите 1 частное, 2 частное
Что видите? (делимое в частных разное - подчеркните == )
Что скажите о делителях? (одинаковые – подчеркните _ )
Что делаем с частным? (складываем - обведите в квадрат)
Каким выражением можем заменить данное выражение?
Запишите, (поставьте знак = ) (48+32):8

48:8 + 32:8 = (48+32):8
А как быстрее вычислять, как в учебнике дано выражение или так как мы придумали? А тебе? Тебе?
Самостоятельная работа.
2 выражение запишите, сделайте пометки и замените данное выражение другим.

36:4 + 28:4 = (36+28):4
Для чего мы учили правило деления суммы на число? (разные способы решения задачи, нахождение рационального способа решения)
Закройте тетради, учебники.

Итог урока.

Кому интересно отвечать на вопросы?
Хотите ли изменить тему урока? (возврат к вопросам, записанным на доске)
Можем ответить на них? Отвечайте.
Чему учились? (делили сумму на число, при решении задач и примеров, преобразовали задачи, чтобы понять это правило, находили удобный способ решения)
А сейчас мы отвлечемся от математического материала и проанализируем урок с точки зрения умений учиться.
Какие умения нам сегодня помогали на уроке.


. Таблица умений. (Слайды 5-9)
Эти умения мы можем применять в повседневной жизни? (да)

. Оценивание работы.

. Организационный конец урока.


15