Социальное проектирование как форма работы с одаренными детьми


Социальное проектирование как форма работы с одаренными детьми
На современном этапе развития общество ставит перед образованием задачу - воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям, личности - с активной гражданской позицией. Большое значение в решении этой задачи отводится учреждениям дополнительного образования.
Я работаю в Центре детского творчества педагогом дополнительного образования в студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» объединение «Сувенир». Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей; 
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (проекты, исследовательская работа, конкурсы);
создание условий для всестороннего развития одаренных;
Действенным воспитательным инструментом, позволяющим формировать у одаренных ребят необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является, на мой взгляд, метод проектов, который я использую давно и достаточно успешно. Ребята с удовольствием выполняют творческие, исследовательские проекты различной тематики: украшают интерьер панно, изготовленными в разных техниках, проектируют игрушки, украшения из бисера, головные уборы.
Но с возрастом интерес к рукоделию снижается. Изделия, выполненные своими руками уже не вызывает у одаренных детей такого очарования новизны, как раньше. Возникает вопрос: что может повлиять на мотивацию для участия в проектной деятельности?
Из своего опыта знаю, что работа над проектом ребятам подросткового возраста принесет удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен не только им, но и окружающим. Важно, чтобы дети поняли, что они в силах помочь тому, кому сейчас трудно живется, они могут влиять на существующую действительность и что-то менять. Так мы пришли к социальному проектированию. Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме, учреждении, объединении.
Цель социального проектирования
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся;
Задачи социального проектирования:
повышение общего уровня культуры школьников за счет получения до-полнительной информации;
закрепление навыков командной работы;
реализация творческого потенциала;
совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.);
Подготовка учащихся к работе над проектом
На этом этапе руководителю проекта предстоит рассказать учащимся о специфике социального проектирования, его возможностях в решении значимых проблем в социуме. Необходимо выяснить желание ребят участвовать в работе над проектом и то, как они видят свою роль. Предполагается дискуссионная, живая форма общения. Важно эффективно распределить обязанности между участниками проекта и время работы над проектом.
Факторы успешности социального проекта:
актуальность;
практическая направленность;
реалистичность;
результативность;
широкое использование ИКТ в подготовке, оформлении проекта;
Этапы работы над социальным проектом:
выбор темы проекта;
формулирование гипотезы;
разработка плана действий;
определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»;
формирование групп;
этап практических действий;
оформление результатов;
внешняя презентация проекта;
групповое обсуждение результатов;
Успешность работы над проектом во многом определяется характером отношений между его юными и взрослыми участниками. Педагог должен осуществлять общую координацию деятельности воспитанников, создавая для них «ситуацию успеха», выступать в роли помощника, консультанта, координатора, но главными действующими лицами в проекте должны являться дети.
Социальные проекты, выполненные ребятами нашего объединения за последние годы, имели разную направленность, но все они имели социальную значимость. Нашими социальными партнерами в работе над проектами стали местные СМИ, родители, общественные организации, учреждения и это замечательный пример сотрудничества детей, педагогов и общественных структур. Несколько слов о наиболее заметных проектах.
Озеленение балконов в городе Междуреченске.
Ребята разрабатывали варианты оформления балконов, выращивали рассаду растений, распространяли ее, озеленяли свои балконы. При поддержке местной службы УБТС и СМИ был проведен конкурс на лучший балкон в городе. Затем подростки решили помогать тем, кому не просто в нашей жизни. Внимание обучающихся привлекла возможность помочь детям с ограниченными возможностями.
Передвижной кукольный театр
Кукольный театр был создан для детей с ограниченными возможностями ДОУ №35. Силами ребят были изготовлены герои сказки «Колобок», сцена-ширма для кукольного театра, декорации. Детки детского сада могут быть как зрителями, так и артистами кукольного театра.
Тактильные книги для слабовидящих детей ДОУ №34
Первая тактильная книга, которую сделали ребята, называлась «Я познаю мир». Она знакомит детей с человеком, его жилищем, домашними и дикими животными, с обитателями рек и жителями морских глубин. Тематические сюжеты представлены в ярком цвете, отдельные элементы выполнены в объемной форме, а их фактура соответствует реальности.
С данным проектом при содействии общественной организации «Общество слепых» ребята участвовали в конкурсе социальных проектов администрации города, выиграли денежный гранд, приобрели оборудование и материалы и наш проект имел дальнейшее продолжение. Для деток с ослабленным зрением ребята изготовили еще три книги.
Мягкая книга из ткани «Веселые картинки», и две книги «В мире животных». В первой рассказывается о животных, обитающих на территории нашей страны, во второй - о животных, живущих на территории Африки.
Ценность тактильных книг ручной работы в разнообразии используемых фактур, в объеме деталей, в ярком цветовом решении тематических сюжетов. У детей вызывает восторг многочисленные «секретики» на страницах книг: бабочка летает по закрепленной леске, яблочки можно снять с дерева или закрепить на нем, в травке прячется кузнечик, можно нырнуть на дно речки, запустив руку в кармашек, и вытащить оттуда рыбку, ракушку, или камушек и т. д.
Проект «Пальчиковый театр «Сказка на ладошке» для детей с ограниченными возможностями выполнили дети третьего года обучения. Для них это первый социальный проект. Ребята изготовили более два-дцати героев сказок, специальную подставку для игрушек, декорации. Пальчиковый театр в детском саду будут использовать для занятий и игры.
В результате участия в социальном проектировании у ребят формируются навыки социального поведения, умение общаться со взрослыми людьми, вести диалог, отстаивать свои права, они приобретают навыки коллективной работы в команде, расширяют знания о взаимосвязях окружающей действительности, дети вовлекаются в реальную практическую деятельность. Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут ребятам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
Вывод: Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования дает значимые результаты в работе с одаренными детьми. 
Литература
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования / Ю.
А. Крючков //- М., -1992.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова // - М.: АРКТИ,-2003.