ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Социальное ориентирование» для 5 специального класса


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социальное ориентирование»
для 5 специального класса
(срок освоения программы 1 год)
Составила: учитель О. В. Варзина
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания……………………………………..……..………..5
Планируемые результаты освоения учебного предмета ..………………………………………………………………...6
Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..…...7
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………...………...7
Учебно-методическое обеспечение……………………...………………………………………………………………...12
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 специального коррекционного класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными нарушениями ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»
Методические рекомендации по формированию учебного плана образовательными организациями на 2016-2017 учебный год для детей с умственной отсталостью (Приложение 1к письму от «01» августа2016года № 55-37-1441/16)
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, организация знаний по направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из направлений внеурочной деятельности является социальное направление. В рамках данного направления разработана программа по курсу «Социальное ориентирование», направлена на реализацию духовно - нравственного обучения и воспитания учащихся специальных коррекционных школ, через систему классных часов.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционном обучении и воспитании, особое место занимают дети с умеренной умственной отсталостью, которые еще недавно не включались в специально организованную образовательную среду. Эти дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, из книг и так далее, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Поэтому,  такие дети, по неустойчивости нравственных понятий,  из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся специальных коррекционных школ в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного  воспитания детей специальных коррекционных школ, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир и нравственные качества такого ребенка; позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социальной недостаточности.
Образование без воспитания, является делом ложным и опасным. Потому что, воспитание предполагает не только развитие интеллектуальной сферы, что является главной целью обучения, но и формирует человека целостно, его эмоциональную и волевую сферу. А это крайне важно для полноценного, в том числе интеллектуального и физического развития, в связи с чем, каждое занятие должно быть направлено и на обучение, и на воспитание. Поэтому на каждом занятии необходимо развитие личности ребенка. Это предполагает процесс развития всех сторон личности: познавательной, эмоциональной и волевой сфер, механизмов нравственной оценки и выбора, формирования нравственной позиции.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Социальное ориентирование»: создать условия обучения и воспитания учащихся для  духовно-нравственного формирования высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой, ведущей здоровый образ жизни личности, на основе истории, традиций, природы своей страны.
Задачи в области формирования личностной культуры:
 -  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;
- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;
- привитие этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом;
-мотивация в выборе нравственной позиции, способность различать нравственное и безнравственно.
Задачи в области формирования социальной культуры:
- формирование навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками в решении общих проблем;
- формирование коммуникативных навыков  и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;
- формирование чувства патриотизма, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, гордости за свою страну;
- формирование интереса и уважения учащихся к культурным традициям и наследию своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Задачи в области воспитания:
- воспитание бережного отношения и любовь к окружающей природе, природе своего края и своей страны;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека;
- воспитывать нравственные качества личности учащихся, уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания
Система классных часов — это цикл занятий предусматриваемых системой ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих осмыслению  в ходе воспитательного процесса: I цикл "Нет в мире краше Родины нашей" – 8 часов; II цикл " Когда живётся дружно " 8 часов ; III цикл "Здоровье – главная ценность человеческой жизни" – 10 часов; IV цикл "Знай, люби и береги!" 6 часов.
Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности: беседы, обсуждения, дискуссии, викторины, разгадывание ребусов и загадок, пословицы и поговорки, просмотр обучающихся фильмов и презентаций, игра: «Вопрос-ответ», «Экологическая игра», «Игра-путешествие», «Виртуальные экскурсии», «Круглый стол», «Литературная гостиная», «Физкультурный час», дидактические игры: «Связующая нить», «Комплимент», «Угадай вид спорта», коллективное изготовление плакатов «Дерево здоровья», «Берегите природу», конкурс рисунков.
Принципы организации содержания духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся  специальных коррекционных школ:
доступность, познавательность и наглядность;
учёт возрастных особенностей;
психологическая комфортность.
Составляющие  формы и методики данной программы, позволят создать в специальных коррекционных классах воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.
В рамках дополнительного образования классные часы проводятся 1 раз в неделю, количество часов в год – 32 часа
Планируемый результат освоения учебного предмета
Предметные результаты Личностные результаты
Учащийся должен знать:
- понимать конкретные духовные ценности человеческой жизни и правил;
- различать хорошие и плохие поступки;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- осознание себя как гражданина России;
- осознание своей роли в общении с людьми;
Учащийся должен владеть навыками:
-коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- соблюдение норм поведения и общения;
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- повышение уровня самосознания, самодисциплины.
- отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. - сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- сформированность ценностей многонационального российского общества;
-привитие этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-принятие и освоение социальной роли обучающих, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- привитие навыков на безопасный, здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно – тематическое планирование
№ Наименование раздела Количество часов
1 "Нет в мире краше Родины нашей" 8
2 " Когда живётся дружно " 8
3 "Здоровье – главная ценность человеческой жизни" 10
4 "Знай, люби и береги!" 6
Всего 32
Календарно-тематическое планирование
№ Дата
Тема Форма проведения занятия Содержание работы
I ЧЕТВЕРТЬ – 8 часов
" Нет в мире краше Родины нашей"
1 05.09 Вводное занятие. Круглый стол. Цель: дать понятия учащимся о значимости данных занятий.
Задача: формировать навыки.
2 12.09 Праздник 8 сентября - «Международный день грамотности». Беседа. Решение ребусов. Цель: формировать знания детей о международном празднике, его значимости для всех народов мира.
3 19.09 «Наша страна – Россия». Беседа с просмотром презентации «Виртуальная экскурсия». Цель: дать представления о нашей Родине - России, её природе, городах, о своём городе как части большой страны;
Задача: воспитывать чувство патриотизма.
4 26.09 «Москва – история возникновения». Просмотр фильма по теме. Цель: формировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве.
5 03.10 «Символы государственной власти». «Игра «Вопрос-ответ». Цель: познакомить с государственной символикой: дать ученикам начальное представление о понятиях "гимн", " герб", "флаг".
Задача: способствовать воспитанию уважения к государственным символам своей страны.
6 10.10 «Я горжусь тобой, Россия!» Просмотр фильма «Памятники культуры, памятники знаменитым людям». Цель: способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории.
Задача: воспитание чувства гордости за свою Родину.
7 17.10 «История возникновения Руси. Как жили люди раньше (условия быта, культура)». Литературная гостиная «Погружение в старину».  Цель: формирование уважения к русской народной культуре и традициям.
Задача: сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций.
8 24.10 «В России живут разные народы (Россия многонациональная страна). Просмотр видеоролика. Беседа о дне народного единства. Цель: прививать любовь к Родине, народу.
Задача: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
II ЧЕТВЕРТЬ – 8 часов
" Когда живётся дружно "
9 07.11 «Доброе слово, что ясный день». Дискуссия по теме. Цель: показать ценность и значимость  доброты. Задача: создать условия для усвоения учащимися понятия « доброта».
10 14.11 «Путешествие в мир доброты». Игра-путешествие. Цель: привитие этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.
Задача: формировать у учащихся положительное отношение друг другу и ко всем людям.
11 21.11 «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Пословицы, поговорки, загадки по теме - работа в группах в сопровождении песни «Доброта» слова Хайт А. музыка Савельев Б. Цель: привитие этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.
Задача: формировать умение совместно работать в группе.
12 28.11 «Как сохранить дружбу?» Дискуссия. Игры, упражнения Цель: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другу.
Задача: учить детей видеть, понимать, оценивать поступки героев, мотивировать и обосновывать свои суждения.
13 05.12 «Как принимать комплименты и критику». В форме беседы, игр и упражнений (Д/ игры:«Связующая нить»; «Комплимент») объяснить, как правильно реагировать на негативные критические высказывания и хвалу. Цель: научить детей правильно принимать комплименты и критические замечания.
Задача: дать понятия похвалы и благодарности; объяснить понятие «критика».
14 12.12 «Что человек должен ценить?» Литературная гостиная «Герои сказок – у нас в гостях». Цель: формировать понимание и умение объяснять «общечеловеческие ценности».
Задачи: сформировать представления о собственных жизненных ценностях; воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим людям.
15 19.12 «Кто я и как выгляжу?» Решение загадок. Обсуждение. Цель: помочь учащимся осознать свою индивидуальность.
Задача: обратить внимание на важность опрятного внешнего вида человека; дать понятие об индивидуальности каждого человек (индивидуален и неповторим).
16 26.12
«Стильно! Модно! Школьно!» Беседа с просмотром презентации. Цель: оценить важность внешнего вида школьника.
Задача: формировать знания об истории школьной формы.
III ЧЕТВЕРТЬ - 10 часов
"Здоровье – главная ценность человеческой жизни"
17 09.01
«Если хочешь быть здоров!» Работа с презентацией (личная гигиена, правильное питание, режим дня). Цель: сформировать представление о здоровье, мотивацию на здоровье по средством личной гигиены, рационального питания, правильного режима дня.
Задача: воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
16.01 «Береги здоровье смолоду!» Изготовление плаката «Дерево здоровья». Цель: привитие навыков здорового образа жизни, Задача: формирование знаний о правилах, помогающих сохранить собственное здоровье на долгие годы.
19 23.01
«Здоровье будет – всё добудешь». Физкультурный час. Цель: приобщение к здоровому образу жизни; Задача: формировать культуру здорового образа жизни.
20 30.01 «Человек, который никогда не болеет». Литературная гостиная. Цель: познакомить учащихся с понятиями «потребность человека в здоровом образе жизни».
21 06.02 «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Викторина. Цель: привитие ценностного отношения к своему здоровью.
22 13.02 Вредные привычки. Просмотр фильма по теме. Цель: формировать навыки о здоровье и влияющих факторах на него.
23 20.02 Путешествие в страну «Здорового Образа Жизни» (ЗОЖ). Игра-путешествие. Цель: научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
24 27.02 «Азбука здоровья». Конкурс рисунков. Цель: мотивация на здоровье по средствам творческой деятельности.
Задачи: формировать познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
25 13.03 «Урок – здоровья». Пословицы, поговорки, загадки на тему «Здоровье» - работа в парах. Цель: продолжить ознакомление учащихся с понятием «здоровье».
Задачи: формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
26 20.03 «Мы дружим с физкультурой». Физкультурный час.
Д/ игра: «Угадай вид спорта». Цель: приобщение к здоровому образу жизни; Задача: формировать культуру здорового образа жизни.
IV ЧЕТВЕРТЬ – 6 часов
"Знай, люби и береги!"
27 10.04
«Это земля твоя и моя». Экологический час – игры, упражнения. Цель: приобщение детей к природе.
Задача: формирование экологической культуры.
28 17.04 «Родная природа». Беседа с просмотром презентации. Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.
Задача: способствовать воспитанию любви к родной природе.
29 24.04 «Наша земля - наше богатство». Экологическая игра (игры, упражнения). Цель: дать понятия учащимся о богатстве живой природы. Задача: формирование понятия о поведении людей в природе.
30 08.05 «Красная книга России» - сигнал опасности.
Беседа с просмотром презентации. Цель: дать понятия учащимся, как человек влияет на природу и с какой целью создана «Красная книга».
Задачи: формировать знания об охраняемых растениях и животных; вызвать желание беречь и охранять живую природу.
31 15.05 «Берегите природу» Коллективная работа – изготовление плаката «Берегите природу». Цель: побуждение учащихся принять посильное участие в деле охраны природы.
32 22.05 «Украсим нашу планету» Индивидуальная работа «Мои фантазии». Цель: развитие у учащихся стремления защищать и украшать окружающую среду, вносить свой посильный вклад в дело предупреждения гибели нашей планеты.
Задача: воспитывать бережное и отношение к природе.
Учебно-методическое обеспечение
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
Баркан А. И. , " Его Величество Ребёнок", М.:1996г.,с.4
Богданов Г. П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
Богданов В. П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1999
Герасименко Н. П. Помоги сам себе-2001.
Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
Данилюк А. Я. , А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России". Проект // Вестник образования- № 17. - сентябрь 2009.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.