«ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ», конспект урока истории для учащихся 8 класса


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»
ЦЕЛЬ:
Знакомство учащихся с вкладом первого Российского университета в развитии образования в России
ЗАДАЧИ:
Показать значение Российского университета в развитие образования в России; рассказать о М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова в основании Московского университета; показать важность для России основания Московского университета;
Коррекция и развитие связной устной речи через полные и правильные ответы на вопросы учителя;
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
1755 год – основание Московского университета
1759 год – открытие Академии художеств
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Разночинцы, мещане
ОБОРУДОВАНИЕ:

ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Сейчас мы с вами проведём диктант дат.
Диктант дат: (ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛОВИНУ ВЕКА, ВЕК) (СОНЯ РАБОТАЕТ У ДОСКИ)
988 г. 1245 г.755 г.
1486 г.1679 г.1725 г.
Учащиеся: (ПРОВЕРКА «ДА» - «НЕТ»)
988 г. – II половина X века
1245 г.- I половина XIII века
755 г. – II половина VIII века
1486 г. – II половина XVвека
1679 г. – II половина XVII века
1725 г. – I половина XVII века
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Михаил Васильевич Ломоносов был патриотом русской науки. Он с большим уважением относился к другим учёным. Ломоносов считал, что нужно готовить русских учёных для всех отраслей науки. Он хотел уничтожить научную отсталость России и вывести страну в число передовых стран мира. Сегодня на уроке мы познакомимся, каким же образом великий русский учёный М.В. Ломоносов хотел вывести Россию в число передовых стран мира.
Тема урока: «ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»
Учащиеся: (записывают тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Посмотрите на доску и прочитайте слова, с которыми вы встретитесь сегодня на уроке.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
БАРЩИНА –
МЕЩАНЕ –
Учитель:
В первой половине XVIII века была открыта Российская Академия наук, в которой работало много иностранных учёных. В академическом институте могло обучаться лишь не большое количество студентов и поступить туда могли только дети из дворянских семей. Михаил Васильевич Ломоносов мечтал открыть университет, в котором могли бы учиться дети из разных сословий. Не все учёные и государственные чиновники поддерживали Ломоносова. И только благодаря помощи приближённому к императрице Елизавете – Ивану Ивановичу Шувалову сбылась мечта М.В. Ломоносова. В 1755 году в Москве был открыт университет.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
1755 год – открытие Московского университета
Учитель:
Отметьте на «Ленте времени» 1755 год. Определите половину века, век.
Учащиеся:
1755 год – это II половина XVIII века.
Учитель:
После открытия Московского университета получить высшее образование могли не только дети дворян, но и дети других сословий, и дети разночинцев.
Учитель:
Сейчас работая с текстом учебника на стр. 152 (3 абзац) вам нужно найти ответ на вопрос, кого называли разночинцем.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 (3 абзац)
Учитель:
Кого называли разночинцем?
Учащиеся:
Разночинцем называли государственных служащих имеющих разные низшие чины по «Табелю о ранге».
Учитель:
В европейских странах в те времена преподавание велось на латинском языке. А в открывшемся Московском университете преподавание велось на русском языке. В университете было открыто 3 факультета. А вот какие факультеты были открыты в Московском университете, вам нужно найти в тексте учебника на стр. 152 (4 абзац).
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 (4 абзац)
Учитель:
Какие факультеты были открыты в Московском университете?
Учащиеся:
В университете были открыты юридический, философский, медицинский факультеты.
Учитель:
Работу университета финансировала государственная казна. При университете были открыты две гимназии, где образование могли получить как дети дворян, так и дети разночинцев.
Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 152 – 153 с 5 абзаца, вам нужно выяснить: какие учебные заведения были открыты вслед за открытием Московского университета.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 – 153 с 5 абзаца
Учитель:
Какие учебные заведения были открыты вслед за открытием Московского университета?
Учащиеся:
Вслед за Московским университетом начали открываться закрытые учебные заведения только для дворянских детей, Смольный институт для благородных девиц, Коммерческое училище, Екатерининский институт для мещанских семей.
Учитель:
Кто такие мещане?
Учащиеся:
Мещане – это горожане, жители городов.
Учитель:
Таким образом, с открытием Московского университета и других учебных заведений было положено начало развитию отечественного образования. Позднее Московскому университету было присвоено имя М.В. Ломоносова за выдающиеся заслуги перед российской наукой и образованием. Перед входом в здание университета поставлен памятник М.В. Ломоносову.
Учитель:
Дети, каких сословий могли учиться в Московском университете?
Учащиеся:
В Московском университете могли учиться дети всех сословий.
Учитель:
Какие факультеты были открыты в Московском университете?
Учащиеся:
В Московском университете были открыты юридический, медицинский, философский факультеты.
Учитель:
Какие учебные заведения были открыты вслед за Московским университетом?
Учащиеся:
Вслед за Московским университетом начали открываться закрытые учебные заведения только для дворянских детей, Смольный институт для благородных девиц, Коммерческое училище, Екатерининский институт для мещанских семей.
Учитель:
В России было мало художников, архитекторов, скульпторов и обучаться было негде. И Иван Иванович Шувалов несколько раз обращался в Сенат с просьбой об открытии Академии художеств. И в 1759 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
1759 год – открытие Академии художеств в Санкт-Петербурге
Учитель:
Отметьте на «Ленте времени» 1759 год. Определите половину века, век.
Учащиеся:
1759 год – это II половина XVIII века.
Учитель:
Сколько лет прошло между открытием Московского университета и Академии художеств?
Учащиеся:
Между открытием Московского университета и Академии художеств прошло 4 года.
Учитель:
Сначала Академии художеств была закрытым учреждением. Обучение длилось 15 лет, и обучение начиналось, когда детям было 5-6 лет. На обучение в Академию художеств принимались дети из дворянских семей. Набор на обучение в Академию проходил один раз в три года. Шувалов настоял на том, что в Академии должны обучаться дети не только из дворянских семей, но и дети других сословий, и главным условием приёма должно быть не, то из какого сословия ребёнок, а есть у него талант или нет.
Учитель:
Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 154 (1 абзац) вам нужно выяснить, как проходило обучение в Академии художеств?
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 154 (1 абзац)
Учитель:
Как проходило обучение в Академии художеств?
Учащиеся:
Обучение в Академии художеств проходило следующим образом: первые 9 лет обучали грамоте, письму, рисованию, математике, изучали разные ремёсла, после этого дети переходили в академические классы, в которых овладевали своей будущей профессией.
Учитель:
Каким профессиям дети обучались в Академии художеств?
Учащиеся:
Дети в Академии художеств обучались на скульпторов, архитекторов, художников.
Учитель:
Для знакомства с работой иностранных мастеров художественного дела, выпускников Академии художеств отправляли за границу. Уже после первого выпуска Академии художеств в стране появились выдающиеся мастера: архитекторы – Василий Баженов, Иван Старов; скульпторы – Фёдор Шубин, Фёдор Гордеев; художник – Антон Лосенко.
Именно в Академии художеств утверждались все новые проекты и зданий. Академия художеств являлась крупнейшим центром российской культуры.
Учитель:
Когда была открыта Академия художеств?
Учащиеся:
Академия художеств была открыта в 1759 году.
Учитель:
Кто был основателем Академии художеств?
Учащиеся:
Основателем Академии художеств был Иван Иванович Шувалов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили об открытии Московского университета и Академии художеств.
Учитель:
Кто сыграл большую роль в основании Московского университета?
Учащиеся:
Большую роль в основании Московского университета сыграл Иван Иванович Шувалов.
Учитель:
Сейчас вам нужно прочитать небольшой рассказ и проверить все ли правильно здесь написано?
I – II группа (ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
III группа (ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
Учитель:
Для чего нужен был университет в России?
Учащиеся:
Университет в России был открыт для того, чтобы уничтожить научную отсталость России и вывести страну в число передовых стран мира.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель:
А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
I ГРУППА – СТР. 152 - 156, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 1,2,3 ВОПРОС СТР.155
II ГРУППА – СТР. 152 - 156, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОС СТР.155
III ГРУППА – СТР. 152 - 154, ЧИТАТЬ
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
…………………………………………………………………………………………………
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
…………………………………………………………………………………………………
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
…………………………………………………………………………………………………
(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
………………………………………………………………………………………….
(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.
…………………………………………………………………………………………………
(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)
В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.
В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.