Сообщение из опыта работы «Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе»


Сообщение из опыта работы
«Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель -создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.
Область чувств и переживаний человека не терпит грубых внешних воздействий. Особенно это относится к детям. Отличительной особенностью их внутреннего мира является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка радость, а небрежное, равнодушное, суровое отношение к ребенку может нанести ему психическую травму.
От такого рода травм не застрахованы и взрослые. Своего рода защитой от различных отрицательных воздействий со стороны окружающих для человека является уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Уверенные в себе люди считают, что добиться успеха в жизни они могут благодаря собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других, мнение, доверять себе, своим чувствам.
Уверенность в себе опирается на реалистическую, адекватную самооценку.
Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.
Представление ребенка о себе также может быть нереалистичным, приукрашенным. Такие дети полагают, что они лучше других, считают, что им все по силам.
Завышенная самооценка может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Став взрослыми, такие люди не будут располагать к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные для них самих действия и поступки.
У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.
Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т.д. Различия могут быть не только внешними, но и внутренними, например, различия во вкусах, мнениях.
Таким образом, уверенность в себе определяется положительным самовосприятием ребенка, то есть принятием себя таким, какой он есть. Однако, выделение и осознание своего «Я», проявление индивидуальности не должны заключаться лишь в стремлении заявить и отстоять себя любым способом, заставляя других считаться только с собственным настроением, желаниями. Параллельно в детях необходимо развивать социальную восприимчивость, способность понять особенности, интересы, потребности других людей.
Уверенность в себепредполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха. Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в детях уверенности в себе, которые обеспечиваются благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Высокая самооценка подкрепляетсяуспешностью в обучении, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня - педагога он важен и значим. Этому способствуют созданные условия в предметно-развивающей среде: дневники достижений «Я все умею, все смогу!», портфолио на каждого ребенка, экран «Полный вперед!» в котором фиксируются продвижения ребенка, «Панорама добрых дел», стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Групповая среда для моих дошкольников организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. При ее создании ориентируюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми. В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение».Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе создан свой стиль жизни. Традиционными стали: «Утренние встречи», «Сладкие вечера», групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.
В нашем детском саду создана постоянно действующая выставка «Мир глазами детей», в холле оформлен стенд «Идет тематическая неделя», на котором периодически, согласно тематике недели, размещаю продукты детско-родительского творчества своих воспитанников.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка. Участие в городских конкурсах «Жемчужина Сибири», «Лето, солнышко и я», интеллектуальном турнире, конкурс новогодней игрушки для главной елки города; групповые праздники «Под солнышком подсолнушки», «В гости к лесным жителям», «Сладкий вечер с Лунтиком» и др., Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми,- развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого дошкольника, позволяет демонстрировать каждому воспитаннику свою индивидуальность и творчество: мастерская «Умелые руки не знают скуки», в которой дети развивают творческие способности средствами ручного труда.
Совместно с родителями открываю перед детьми в окружающем мире не только удивительные моменты в сборе коллекций, но и тем самым создаю для воспитанников ситуации успеха («Марья - искусница», «Cувениры о Братске», «Дары сибирской тайги», «Полезные ископаемые», «Мамина коллекция»), оформлении мини-музеев («деревенское подворье», «заповедные уголки моего края», «любимые книги моей семьи»), организацию совместных проектов («Чудеса из коробок», «Театральная планета», «И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки», «Бусы расчудесные», «Помоги птицам», «Чудо дерево», «Город будущего», «Вода на земле», «Сбережем природу родного края», «Матрешка», «Под солнышком подсолнушки», «Традиции моей семьи», «Будем здоровыми!»), групповых традициях («Cладкие вечера», «Утро радостных встреч», «Подведение итога дня»), посещение музеев, организация выставок («Осенние фантазии», «Умелые руки не знают скуки», «Подарок для деда Мороза и Снегурочки», «Пасхальное яичко», «Театр своими руками и др.), КВН («Мисс мама», «Мой папа самый сильный и смелый»), совместных занятий («Чудеса из оригами», «Бабушкин туесок», «Играем вместе мамой»).
Насыщенная событиями жизнь для моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.