«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №30 «Журавушка» городского округа г.Кумертау Республики Башкортостан
Сообщение на тему:
«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства».

Подготовила: Конарева Н.А.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является квалификация и профессионализм педагогов. Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. 
Самообразование каждый понимает по-своему: кто-то стремиться в целом расширить свой кругозор, кто-то предпочитает как можно больше узнать в какой-то узкой области.
Самообразование –это специально организованная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных образовательных целей.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
​ Знакомство  с новыми нормативными документами по вопросам   дошкольного образования и воспитания;
 Изучение новых программ и педагогических технологий;
​ Изучение учебной и научно-методической литературы;
​ Знакомство с  достижениями педагогики, детской психологии.
​ ​ Изучение передового и инновационного опыта  дошкольных учреждений.
Условия профессионального роста:
1 .Самообразовательная работа
2.Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
3.Обзор в Интернете
4.Посещение   семинаров,   конференций,   мастер-классы,   мероприятия   пообмену опытом с коллегами.
5.Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6.Проведение   открытой  образовательной  деятельности     для  анализа  состороны коллег.
7.Изучение информационно-компьютерных технологий.
8.Общение с коллегами в ДОУ, городе и в Интернете.
9.Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети Интернет.
Ю.Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.
Формы самообразования педагогов:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Результативность заключается в:
- самостоятельной работе по самообразованию позволяющая пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлении глубокого и детального анализа возникающих в работе с детьми ситуаций;
- развитии потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформированности гибкости мышления, умения моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательного процесса, раскроется творческий потенциал.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовании есть банк материалов:
Нормативные и законодательные документы;
Документы по содержанию работы учреждения:
Локальные (Образовательная программа, Программа развития)
Годовой план работы учреждения;
Система контроля;
Система мониторинга и т.д.
-        Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
Авторские программы.
Публикации.
Учебно-методическая литература.
Периодика.
Справочники.
Учебные средства.
Видео-аудиоматериалы.
Анкетирование.
Мониторинг и диагностика детей.
Партфолио педагогов.
Формы и методы руководства самообразованием педагогов
1 .Вынесение на педсоветы вопросы, организация выступлений педагогов повопросам обмена опытом самообразования.
2.Индивидуальные     беседы    методиста    с    педагогами    об    основныхнаправлениях самообразования.
3.Совместное обсуждение с педагогами методов изучения трудных разделов
и тем программы, проведение групповых и индивидуальных консультаций,
семинаров.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь,
влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
Ежедневная  работа  с  информацией.  Готовясь  к  занятию,  выступлению,
родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и
анализа новой информации.
Желание   творчества.   Педагог   —   профессия   творческая.   Творческий
человек   не   сможет   из   года   в   год   работать   по   одному   и   тому   же
пожелтевшему поурочному плану или  сценарию,  читать  одни и те же
доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и
доставлять удовольствие.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим"
или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогом!
Материальное  стимулирование.  Наличие  категории,  премии,  надбавки
зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения
новых знаний не добиться более продуктивной работы.
Смысл   самообразования   выражается   в   удовлетворении   познавательнойактивности,   растущей   потребности   педагога   в   самореализации   путём
непрерывного образования.
Используемая литература:
1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006
2.Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010