Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся


Ничему нельзя научить – всему можно только научиться.В.А.Сухомлинский Проблема исследования связана с необходимостью активизации познавательной деятельности школьника, через самостоятельную работу АКТУАЛЬНОСТЬ: цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся. ОБЪЕКТ: самостоятельная деятельность школьника.ПРЕДМЕТ: условия реализации самостоятельной деятельности ГИПОТЕЗА: если разработать модель комплекса самостоятельных заданий с учетом видов самостоятельных работ, то она выступит мотивацией к поиску учащимися новых знаний и овладению новыми умениями ЦЕЛЬ: изучить вопрос организации самостоятельной работы младших школьников в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент . ЗАДАЧИ: Спроектировать модель развития самостоятельной деятельности в процессе обучения;Адаптировать виды самостоятельной работы на уроках в начальной школе;Организационно-педагогические условия реализации системы самостоятельной работы. ЧТО? КТО? ЗАЧЕМ? КАК? Что такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это активная деятельность учащихся, организованная учителем и направленная на выполнение поставленной цели. Кто выполняет самостоятельную работу? Выполняют учащиеся, а учитель обеспечивает разнообразные виды самостоятельной работы, руководит процессом и создает условия для ее выполнения.Зачем проводят самостоятельную работу? Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей учащихся, инициативы в принятии решений и творческого мышления.Как выполняют самостоятельную работу? В связи с тем, что по способу организации самостоятельные работы делятся на групповые и индивидуальные, учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Работа с книгой (работа с текстом, пересказ, составление плана ответа, конспектирование статьи, заучивание наизусть).Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).Проверочные самостоятельные работы (контрольные диктанты, изложения).Подготовка докладов и рефератов.Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).Творческие самостоятельные работы. Существуют четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:Копирующие действия (задания по заданному образцу);Репродуктивная деятельность (воспроизведение типовых задач);Продуктивная деятельность (решение сложных задач, выходящих за пределы известного образца);Самостоятельная деятельность (изложения, сочинения, рефераты). Самостоятельная деятельность (рефераты, сочинения)11,1% Продуктивная деятельность(сл. задачи неизв. Образца)22,2 % Репродуктивная деятельность (типовые задачи)33,3 % Копирующее действие (задания по образцу)33,3 % На начало проекта Самостоятельная деятельность (рефераты, сочинения)27,7% Продуктивная деятельность(сл. задачи неизв. Образца)27,7% Репродуктивная деятельность (типовые задачи)16,6 % Копирующее действие (задания по образцу)27,7 % На конец проекта Комплекс разно уровневых заданий для начальной школы. По цели применения самостоятельных работ могут быть:обучающими;тренировочными;закрепляющими;повторительными;развивающими;творческими;контрольными. Заключение Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому, И я научусь.(Древнекитайская мудрость)