Программа по физике для профессий среднего профессионального образования 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛОНЕШЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методической комиссии Зам директора по УПР
от «____» ________________20___г Л.Л Шмакова
Протокол №_______ «____» ____________ 20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.16 ФИЗИКА
(профильный уровень)
для профессий среднего профессионального образования
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Солонешное 2015

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по профессии технического профиля: 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Организация разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Солонешенский лицей профессионального образования»
Разработчик: Размыслова С.А., преподаватель физики, высшей категории

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889),
в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального или среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)
За основу рабочей программы по «Физике» взята «Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике для профессий начального образования и специальностей среднего профессионального образования» Министерства Российской федерации.
Автор: Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук
Рецензенты:  Афонина И.Ю., зам. директора по учебной работе ГОУ СПО «Железнодорожного колледжа» № 52, преподаватель физики
Орлов В.А., зав. лабораторией физического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, методах научного познания природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
В данном курсе физики обучающимися приобретаются компетенции по четырём группам:
Самообразование:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Самоорганизация:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Информационные: 
 скорость и точность сбора и обработки информации 
моделирование и визуализация процессов
 использование полученной информации при планировании и      реализации своей деятельности
структурирование имеющейся информации, представление её в различных формах и на различных носителях
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению лабораторных работ; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.
При решении физических задач нужно ориентироваться на содержание и уровень сложности задач. Домашнее задание не должно вызывать перегрузки, его необходимо строго дозировать, сопровождая четкими разъяснениями и указаниями. Необходимо дифференцировать объем и сложность домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Межпредметные связи.
Некоторые разделы физики имеют тесную связь с другими предметами изучаемыми в СПО. Установление межпредметных связей в курсе физики способствуют повышению научного уровня знаний обучающихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся. На пример:
Знания, полученные при изучении механики, развиваются и используются на уроках математики и уроках спец. дисциплин (Основы технической механики, Технология). Усвоенный материал по основам термодинамики углубляется на уроках МДК. Изучение основ молекулярно-кинетической теории, материал об электрическом токе в растворах и расплавах электролитов осуществляется с использованием знаний по химии и используется на уроках Материаловедения.
При изучении тем раздела «Электродинамика» прослеживается тесная связь с математикой и специальными предметами, так как данный раздел является профильной составляющей технического профиля. Знания материала по физике атомного ядра формируются с использованием знаний периодической системы Менделеева, изотопах и составе атомных ядер (химия); о свойствах показательных функций (математика); о мутационном воздействии радиации (биология); о применение ядерной энергии (ОБЖ)
Данная программа создает условия для формирования общих компетенций:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущей и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК.7 Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и психологической безопасности.
Виды деятельности формирования общих компетенций:
- решение задач на применение законов физики;
- решение тестов;
- подготовка рефератов;
- контрольные работы;
- самостоятельные работы различных видов;
- лабораторные работы;
- работа в группах;
- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
- составление кластеров.
Курс физики в рабочей программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика, ядерная физика
Содержание учебной дисциплины, приведенное в программе, составлено с учетом выделения учебным планом на изучение физики 273 учебных часов (в том числе: Введение -2ч. Механика – 52ч. Молекулярная физика – 49ч. Электродинамика – 124ч. Квантовая и ядерная физика – 26 ч. Эволюция Вселенной – 8 ч. Резерв времени – 12 ч.)
Уровень усвоения знаний и умений по всем темам программы второй. Этот уровень предполагает умение решать типовые задачи, объяснять понятия, выполнять лабораторные работы по алгоритму.
Навыки умения и усвоения проверяются с помощью физических диктантов, тестовыми заданиями, нумераторами, кроссвордами. Контроль знаний и умений ведется систематически и в конце каждого раздела проводятся контрольные работы для подтверждения уровней усвоения.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. 50% учебного времени отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. Предполагаются следующие виды работ:
- работа с учебником, конспектом лекции;
- Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов;
- Решение задач, тестов;
- Оформление мультимедийных презентаций;
- Подготовка физических диктантов, кроссвордов.
В ходе реализации данной программы используются личностно-ориентированные технологии, Информационно-коммуникационные технологии.
Данная рабочая программа включает в себя:
- пояснительную записку
- паспорт программы
- структуру и примерное содержание учебной дисциплины
- условия реализации
-контроль и оценку результатов

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.16 ФИЗИКА
1.1Область применения учебной программы
Рабочая программа является частью образовательной программы по профессии СПО: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки: трактористов сельскохозяйственного производства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих согласно рекомендациям НПО – 273 часа.
Учебная дисциплина относится к общеобразовательному циклу.
1.3. В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; фотоэффект;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4.Рекомендуемое Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 409 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося (включающая в себя самостоятельную работу разных видов) – 273 часа;
- в неаудиторной самостоятельной работы обучающегося – 136 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 409
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 273
в том числе: лабораторные работы 5
Проверочные работы 10
Тематические контрольные работы 12
Полугодовые контрольные работы 6
Годовые контрольные работы 6
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) 136
в том числе: самостоятельная работа над рефератами, презентациями (проектом) 90
домашняя работа 46
Экзамен 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов и тем урока Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень усвоения
1 курс Введение. Инструктаж по ТБ 2 Раздел 1. Механика 52 1-2 Положение точки в пространстве. Система отсчета. Механическое движение.
3-4 Входной контроль. Характеристики механического движения.
5-6 Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.
7-8 Решение задач
9-10 Движение по окружности с постоянной скоростью.
11-12 Решение задач Понятие механического движения, скорости, ускорения, равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности. Решение задач. 12 2
13-14 Сила. Масса.
15-16 Законы Ньютона.
17-18 Решение задач на законы Ньютона. Понятия силы, массы. Формулировки законов Ньютона. Формулы 2 и 3 закона. Решение задач. Физический диктант. 6 2
19-20 Силы в природе. Движение тел под действием нескольких сил
21-22 Решение задач
23-24 Закон всемирного тяготения. 25-26 Решение задач на ЗВТ. Виды сил. Формулировка и формула закона всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Решение задач. Работа по карточкам. 8 2
27-28 Импульс тела. Решение задач
29-30 Закон сохранения импульса. 31-32 Решение задач на ЗСИ.
33-34 Реактивное движение. Движение ИСЗ Формулировка и формула закона сохранения импульса. Понятие импульс, реактивное движение. Решение задач. Физический диктант 8 2
35-36 Механическая работа. Мощность.
37-38 Решение задач на расчет механической работы и мощности. Понятие механическая работа, мощность. Расчетные формулы. Решение задач. Тестирование 4 2
39-40 Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии. 41-42 Решение задач на ЗСЭ.
43-44 Решение задач на ЗСЭ. Понятие кинетическая энергия, потенциальная энергия. Формулировка и формула закона сохранения импульса. Решение задач. 6 2
45-46 Механические колебания и волны. Решение задач
47-48 Л.Р. «Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити». Решение задач.
Понятия: колебания, волна. Характеристики механических колебаний. Решение задач. Тестирование 4 2
49-50 Повторение-обобщение темы «Механика».
51-52 Контрольная работа по теме «Механика» Повторение темы. Урок игра 4 2
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела.
Подготовка к контрольной работе по теме «Механика».
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, с использованием методических рекомендаций преподавателя).
Подготовка рефератов, презентаций.
Составление кластеров. 26 Раздел 2. Молекулярная
физика 49 53-54 Основные положения Молекулярно-кинетической теории. 55-56 Размеры молекул. Броуновское движение. Основные положения МКТ, размеры и количество молекул, постоянная Авогадро, объяснение броуновского движения. 4 2
57-58 Строение газообразных, жидких и твердых тел. Объяснение на основании МКТ строение газообразных, жидких и твердых тел. Физический диктант. 2 2
59-60 Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
61-62 Решение задач.
63-64 Проверочная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» Математический вид основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, зависимость давления газа от средней кинетической энергии его молекул.
Тестирование. 6 2
65-66 Температура. Абсолютная температура.
67-68 Измерение скоростей молекул. Решение задач Понятие температуры, физический смысл температуры, теплового равновесия, единица измерения температуры, зависимость давления от температуры, абсолютная температура. Решение задач. 4 2
69-70 Уравнение состояния идеального газа. Решение задач.
71-72 Изопроцессы. Газовые законы.
73-74 Решение задач.
75-76 Проверочная работа по теме «Свойства газов»
Формулировки и математический вид газовых законов, формулы уравнения состояния идеального газа, объяснение изобарного, изохорного и изотермического процессов. решение задач с применением этих формул 8 2
77-78 Взаимные превращения жидкостей и газов.
79-80 Л.Р. «Измерение влажности воздуха». Решение задач. Понятия: насыщенный пар, кипение, критическая температура, влажность воздуха, основные характеристики влажности, явления испарения и конденсации. 4 2
81-82 Кристаллические и аморфные тела.
83-84 Деформация и ее виды. Закон Гука.
85-86 Л. Р. «Измерение модуля упругости резины». Решение задач
87 Решение задач Понятия кристаллов, аморфных тел, изотропии, анизотропии, деформации и их виды; формулировка и формула закона Гука, свойства твердых тел; величины, характеризующие деформацию растяжения (сжатия). Решение задач с применением формулы закона Гука.
Самостоятельная работа по теме «Твердые тела». 7 2
Полугодовая контрольная работа 2 2
Годовая контрольная работа 2 2
2 курс 1-2 Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. 3-4 Решение задач.
5-6 Решение задач Понятия: внутренняя энергия, работа, количество теплоты; единицы измерения величин; формулы нахождения этих величин. Решение задач. Диктант 6 2
7-8 Первый закон термодинамики. 9-10 Тепловые двигатели
11-12 Решение задач Формулировка и формула первого закона термодинамики, уравнения теплового баланса, принципы действия тепловых двигателей, КПД теплового двигателя. Систематизация и проверка знаний по применению первого закона термодинамики к изопроцессам. 6 2
13-14 Проверочная работа по теме «Основы термодинамики» Повторение темы «Основы термодинамики». Подготовка к контрольной работе 2 2
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, с использованием методических рекомендаций преподавателя).
2.Подготовка к самостоятельной работе по темам: «Основы молекулярно-кинетической теории», «Основы термодинамики».
3. Самостоятельное изучение материала по темам «Необратимость тепловых процессов».
4. Подготовка докладов о М.В. Ломоносове, С. Карно и других ученых внесших вклад в развитие данной темы. 24 Раздел 3. Электродинамика 124 15-16 Взаимодействие электрических зарядов. Электризация тел.
17-18 Законы электростатики.
19-20 Решение задач на законы электростатики.
21-22 Решение задач на законы электростатики. Понятие электрического заряда, электризации тел, единица измерения электрического заряда, формулировка закона сохранения электрического заряда и закона Кулона, формулы этих законов. 8 2
23-24 Электрическое поле. Напряженность электрического поля. 25-26 Решение задач на расчет напряженности.
27-28 Потенциал поля. Разность потенциалов.
29-30 Решение задач
31-32 Решение задач Понятие электрического поля, напряженности как основная характеристика электрического поля, потенциала, напряжения .Решение задач. Диктант 10 2
33-34 Проводники и диэлектрики в электрическом поле Понятие диэлектрика, напряженности внутри заряженного шара и на поверхности шара, диэлектрической проницаемости. Поведение проводников в электрическом поле., 2 2
35-36 Электроемкость. Конденсаторы
37-38 Решение задач на расчет электроемкости.
39-40 Решение задач на расчет электроемкости. Понятие электроемкости, энергии конденсатора, устройство и виды конденсаторов.
Решение задач. 6 2
41-42 Повторение и обобщение темы «Электрическое поле».
43-44 Контрольная работа по теме «Электрическое поле»
Решение задач с применением изученных формул.
4 2
45-46 Электрический ток. Сила тока. 47-48 Сопротивление. Решение задач на расчет характеристик электрического тока.
49-50 Закон Ома для участка цепи и полной цепи.
51-52 Решение задач на законы Ома
53-54 Решение задач на законы Ома 55-56 Электрические цепи. Решение задач
57-58 Л.Р.по теме «Изучение закона Ома для участка цепи» Решение задач. Понятие электрического тока, силы тока, сопротивления, напряжения, электродвижущей силы, формулировка и формулы закона Ома для участка цепи и для полной цепи, соединения проводников.
14 2
59-60 Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.
61-62 Работа и мощность электрического тока.
63-64 Решение задач. 6 65-66 Повторение и обобщение темы «Постоянный электрический ток».
67-68 Контрольная работа по теме «Постоянный электрический ток» Решение задач с применением изученных формул. 4 2
Полугодовая контрольная работа 2 2
Годовая контрольная работа 2 2
3 курс 1-2 Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.
3-4 Решение задач
5-6 Сила Ампера и сила Лоренца.
7-8 Решение задач.
9-10 Проверочная работа по теме «Магнитное поле» Понятие магнитной силы, магнитного поля, единица измерения магнитного поля, свойства магнитного поля, формулировка и формулы закона Ампера и закона Лоренца. Решение задач 10 2
11-12 Электрический ток в металлах и полупроводниках.
13-14 Полупроводниковые приборы Характеристика проводника, полупроводника, электронная проводимость в металлах, электронная и дырочная проводимость в полупроводниках, явление сверхпроводимости, принцип действия полупроводниковых приборов. 4 2
15-16 Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.
17-18 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
19-20 Решение задач Условия возникновения электрического тока в вакууме, проводимость тока в жидкостях, закон электролиза, применение электролиза. Решение задач. 6 2
21-22 Повторение и обобщение темы «Электрический ток в различных средах»
23-24 Контрольная работа по теме «Электрический ток в различных средах» Повторение, обобщение и систематизация теоретического материала по электрическому току в различных средах.
4 2
25-26 Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. 27-28 Решение задач на ЗЭМИ.
29-30 Принцип действия электродвигателя.
31-32 Решение задач Понятие электромагнитной индукции, индукционного тока, магнитного потока, единица измерения магнитного потока, правило Ленца, формулировка и формула закона электромагнитной индукции. Решение задач. 8 2
33-34. Самоиндукция. Индуктивность, Энергия магнитного поля.
35-36 Решение задач.
37-38 Л.Р. «Измерение индуктивности катушки». Решение задач ЭДС индукции в движущихся проводниках, понятие самоиндукции, индуктивности, электромагнитного поля, связь между электрическим и магнитным полями. Решение задач. 6 2
39-40 Электромагнитные колебания. Характеристики электромагнитных колебаний
41-42 Решение задач
Понятие электромагнитных колебаний, основные характеристики электромагнитных колебаний, их обозначения и формулы, виды электромагнитных колебаний, устройство колебательного контура. 4 2
43-44 Переменный электрический ток. Решение задач
Понятие переменного электрического тока, активного сопротивления, действующего значения силы тока и напряжения, формулы нахождения этих величин, действие переменного тока в цепи, содержащей конденсатор и катушку. 2 2
45-46 Производство, передача и использование электрической энергии Предназначение генераторов и трансформаторов, их устройство, производство, использование и передача электрической энергии потребителям 2 2
47-48 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн
49-50 Решение задач Происхождение и распространение электромагнитных волн, характеристики волн, способы получения электромагнитных волн. 4 2
51-52 Изобретение радио. Принципы радиосвязи. Изобретение радио Поповым, принципы радиосвязи. Самостоятельная работа по теме «электромагнитные волны» 2 2
53-54 Распространение радиоволн. Радиолокация.
55-56 Решение задач Виды радиоволн, способы передачи информации. Решение задач на расчет расстояния от радара до предмета. 4 2
57-58, 59-60 Повторение и обобщение темы: «Переменное электромагнитное поле» Повторение и обобщение теоретического материала, решение задач с применением изученных по данной теме формул.
4 2
61-62 Контрольная работа по теме «Переменное электромагнитное поле» 2 2
63-64 Закон отражения и закон преломления света. Решение задач Законы отражения и преломления света, полное отражение света, применение этих законов в жизни. 2 2
65-66 Волновые свойства света Дисперсия, интерференция и дифракция света. 2 2
67-68 Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение. Характеристика инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения. 2 2
69-70 Проверочная работа по теме «Свет и излучения» Решение задач.
2 2
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела:
1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, с использованием методических рекомендаций преподавателя).
2.Подготовка к самостоятельной работе по темам: «Электрическое поле», «Электрический ток в различных средах», «Электромагнитные колебания», «Электромагнитные волны» с использованием методических рекомендаций преподавателя.
3. Подготовка к контрольной работе.
4.Самостоятельное изучение материала по темам: «Плазма», «Значение и роль атомных электростанций в энергетике страны»
5.Подготовка презентаций, докладов об ученых внесших вклад в развитие электродинамики
6.Ссоставление кроссвордов 62 Раздел 5. Строение атома и квантовая физика 26 71-72 Фотоэффект и его законы. Применение фотоэффекта.
73-74 Фотоны и их характеристики. Решение задач. Явление фотоэффекта, зарождение квантовой теории, уравнение Эйнштейна, понятие фотона, определение энергии и импульса фотона, области применения фотоэффекта. 4 2
75-76 Строение атома. Квантовые постулаты Бора Строение атома, опыты Резерфорда, открытие атомного ядра, квантовые постулаты Бора, трудности теории Бора. 2 2
77-78 Лазеры, виды лазеров. Решение задач Назначение лазеров, принцип действия, виды лазеров и их устройство, области применения лазеров. Решение задач 2 1
79-80 Открытие радиоактивности. Радиоактивные превращения
81-82 Решение задач. Радиоактивность, объяснение физической природы , - лучей, изменение вещества при радиоактивном излучении, сущность правила смещения, свойства радиоактивных излучений. Решение задач. 4 2
83-84 Строение атомного ядра. Энергия связи.
85-86 Решение задач. Понятие изотопов, характеристика нейтрона, строение атомного ядра, существование ядерных сил, зависимость энергии ядра от количества нейтронов. 4 2
87-88 Ядерные реакции. Ядерный реактор.
89-90 Решение задач. Ядерные реакции, цепные ядерные реакции, устройство ядерного реактора, условия существования термоядерных реакций и области их применения. 4 2
91-92 Биологическое действие радиоактивных излучений Способы получения радиоактивных изотопов; области их применения; влияние радиоактивных излучений на живые организмы, способы защиты. 2 2
93-94 Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика Строение Солнечной системы, состав звезд и происхождение энергии, устройство галактик.
2 2
95- 96 Контрольная работа по теме «Строение атома и квантовая физика» 2 2
Самостоятельная работа обучающихся при изучении раздела:
1.Подготовка к контрольной работе
2.Самостоятельное изучение материала по темам: «Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц»», «Корпускулярно-волновой дуализм», «Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов». 13 Раздел 6. Эволюция Вселенной 8 97-98 Эффект Доплера. Большой взрыв Эффект Доплера. Большой взрыв 2 2
99- 100 Солнечная система. Строение Солнечной системы.
2
2
101- 102 Звезды и источники их энергии. Галактика Состав звезд и происхождение энергии, устройство галактик 2 2
103- 104 Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез Самостоятельная работа 2 2
Полугодовая контрольная работа 2 Годовая контрольная работа 2 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Математика и физика».
Оборудование учебного кабинета:
- наличие учебных мест – 24;
- раздаточный материал по разделам: «Электродинамика», «Механика», «Молекулярная физика», «Квантовая физика», «Физика атомного ядра»;
- плакаты по разделам: «Электродинамика», «Молекулярная физика», «Световые волны»;
- тематические DVD диски
Технические средства обучения:
-телевизор;
- DVD плеер
- переносной ноутбук и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика 10кл. (базовый и профильный уровни) – М, «Просвещение» 2011г.
Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика 11кл. (базовый и профильный уровни) – М, «Просвещение» 2011г.
Дополнительные источники:
Методическое пособие для ВСР, 2015 г. Солонешное
Хрестоматия по физике. Б.И. Спасский «Просвещение» 1987 г.
Сборник задач по физике 8-10 кл. А.П. Рымкевич. «Просвещение» 2000 г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; Письменный опрос
Устный опрос
- делать выводы на основе экспериментальных данных; Лабораторные работы
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергии, лазеров; Лабораторные работы
Устный опрос
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; Оценка планов-конспектов занятий и мероприятий
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио - и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природоиспользования и защиты окружающей среды.
Тесты
Диктанты
Оценка планов-конспектов и мероприятий
Лабораторные работы
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна,
фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; Диктанты,
Тесты.
Кластеры
Устный опрос
- смысл физических величин: скорость,
ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; Диктанты
Кластеры
Самостоятельные работы
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; Контрольные работы
Самостоятельные работы
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Выступления, презентации