Проект Развитие вариативных форм дошкольного образования в МБДОУ

Проект
«Развитие вариативных форм дошкольного образования в МБДОУ
д/с № 11 «Теремок»».

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Сегодня уже сформированы разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.
Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Вид проекта: информационный.
Образовательная область: работа с родителями.
Участники проекта
Администрация
Специалисты
Воспитатели
Родители
Дети
Продолжительность: долгосрочный.
Проблема:  Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Поэтому семьям необходима помощь специалистов. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.
Цель проекта.
Обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.
Задачи проекта
оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
мониторинг индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Рекомендации по результатам мониторинга для родителей и направление детей в соответствующие выявленным проблемам учреждения.
оказание содействия в социализации детей;
информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Гипотеза: Работа ГКП поможет обеспечить максимальное сокращение социальной изоляции семей, не посещающих детский сад, предоставляя им квалифицированную помощь специалистов.
Срок реализации: 2014 – 2016 у.г.
Ожидаемый результат:
Благодаря данной работе произойдет:
1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.
3. Тесное сотрудничество между родителями и ДОУ.



Этапы деятельности.
№ п/п
Этапы
Задача
Технологии, методы, приёмы деятельности
Содержание этапа деятельности


Мотивационно-проблемный
Адаптировать педагогов к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач педагогами самостоятельно или под руководством зам. зав. по ВМР.
Сбор информации. Определение цели и задач проекта. Разработка мониторинга.







1.Изучение возможности для организации ГКП;
2. Создание и изучение Положения о работе ГКП.
3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования, на организацию ГКП.
4.Выбор творческой группы, разработка плана работы.
5.Создание пакета документов, регулирующих работу ГКП.
6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.


Деятельностный
Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.
Разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями.





1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.
2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.
3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).
4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.
5.Ведение соответствующей документации.


Контрольно - аналитический
Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.
Возможен рефлексивный контроль.
Сравнительный анализ ожидаемых результатов. Определение финансовой стороны проекта и сметы расходов.
Мониторинг результативности работы ГКП в ДОУ.
2.Обобщение опыта.



Для обеспечения деятельности ГКП был разработан перечень документов:
Приказ об открытии ГКП;
Положение о ГКП;
Годовой план работы ГКП;
Должностные инструкции сотрудников;
Заявление и договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих ГКП;
Договор с детской поликлиникой;
Анкета для родителей;
Карта индивидуального развития ребенка 1 -7 лет;
Журнал учета проведенной работы;
График работы специалистов.
Основные блоки и содержание ГКП:
1. Психолого-педагогическая помощь семьям в подготовке к поступлению в дошкольное учреждение.
2. Консультативная помощь родителям по вопросам воспитания, развития детей раннего возраста при адаптации к ДОУ.
3. Помощь семьям в вопросах социализации детей.
4. Профилактика различных отклонений в развитии ребёнка.
5. Психолого-педагогическая помощь родителям по подготовке детей к школе.
6. Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Услуги:
ГКП: «Группа семейного воспитания», «Карапузы», «Особый ребенок», «Консультативный пункт», «Группа выходного дня», «Прогулочная группа», «Виртуальный детский сад», «Группа оздоровления»;
Присмотр, уход, оздоровление, образовательный процесс;
Индивидуальное консультирование взрослых в отсутствии ребёнка;
Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребёнка со специалистами (по запросу родителей);
Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей;
Подгрупповое консультирование семей с одинаковыми эмоционально нейтральными проблемами;
Семинары и семинары-практикумы;
Обучающие игровые сеансы;
Тематические выставки методической и научно-популярной литературы;
Ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону доверия.


Список литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Линка-Пресс, 1993. – 111с.
Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991, - с.36.