Внеурочная деятельность ткак условие развития одарённости ребёнка

Внеурочная деятельность как условие развития одарённости школьников
Современная музыкальная жизнь многогранна и чрезвычайно противоречива. Ребёнка с раннего детства окружает «море музыки». Пассивно слушая, впитывая подобное обилие компьютерной, примитивной, однодневной музыки, ребёнок, на мой взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и творческие способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. В связи с этим целесообразно организовать для учащихся в общеобразовательной школе внеурочную деятельность по музыкально- эстетическому направлению, чтобы развивать творческие способности учащихся, формировать навыки самореализации личности, воспитывать музыкальную и исполнительскую культуру.
Реализации развития творческих способностей поможет создание программы по эстрадному вокалу, которая открывает для школьников перспективы самовыражения личности, отражает стремление помочь школьникам полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивает высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс сольного и ансамблевого пения, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа.
Программа по эстрадному вокалу направлена на развитие вокальных способностей через сольную и ансамблевую вокально-исполнительскую деятельность, где закладываются основы поведения певцов-солистов, дуэтов, трио, квартетов и вокальных ансамблей и реализуются эстетические принципы.
По уровню создания программа является программой детского творческого объединения «вокальная студия»; по типу - авторская; по структуре сквозная, т.е. строится с учётом возрастных особенностей детей, их количества в группах.
Программа рассчитана на учащихся 7-16 лет, составлена в соответствии с «Программами дополнительного художественного образования детей» (М.: Просвещение, 2005), допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на 8 лет обучения.
Рецензирована кандидатом педагогических наук, доцентом Института искусств ХГУ им.Н.Ф.Катанова, Ответственным секретарём Союза композиторов РХ, Заслуженным работником культуры РХ, членом союза композиторов России Н.К.Барановой. Программа утверждена экспертно-методическим советом ГУО от 28.04.05г.
Общие цели деятельности эстрадно-вокальной студии:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.
формирование художественного вкуса,
формирование жизненной, высоконравственной позиции.
Задачи деятельности детской студии:
1.Научить коллективному и сольному эстрадно-вокальному творчеству.
2.Сформировать у детей вокальные навыки.
3.Сформировать чувство музыкального стиля.
4.Научить самостоятельному пению на сцене.
5.Научить ансамблевому пению, умению слушать друг друга.
6.Научить артистично и выразительно петь.
7.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Вся работа студии ведётся по принципу возрастной многоступенчатости, обусловленной характерными особенностями развития детского голоса.
Первая возрастная ступень - это обучающиеся 7-9 лет. На этой возрастной ступени закладываются основы певческой культуры, формируются вокально-хоровые навыки. Усиленное внимание уделяется работе над певческим дыханием. Дыхание – основа пения. Усваиваются понятия и навык «пение, на опоре», «цепное дыхание». К вокально-хоровым навыкам относится и звукообразование. На начальном этапе оно связано с воспитанием напевного протяжного звучания. Довольно часто приходиться наблюдать, как обучающиеся переносят навыки разговорной речи на пение, отсюда получается проговаривание текста песни в её ритме. Основой же вокального искусства является связное, плавное пение, поэтому с самого первого занятия необходимо прививать навык «тянуть звук». Развивать этот навык помогут специальные упражнения.
Важнейшим условием выразительного исполнения является и дикция.
Основная задача руководителя – освободить у ребят от напряжения нижнюю челюсть, выработать напевность гласных, а так же правильное их формирование (упр. № 5,7, - 14)
Программа обучения 7-9 лет рассчитана на 2 года обучения. Содержательной и концептуальной опорой является программа развития детского голоса, созданная В.В. Емельяновым. Дети полностью овладевают 1 уровнем фонопедического метода развития голоса. Он включает в себя три цикла певческого развития:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Интонационно-фонетические упражнения
3.Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Обучающиеся 1 возрастной группы образуют вокальную группу «До-ми -солька»
2 ступень обучения – это обучающиеся 9-12 лет.
Концептуальной опорой обучения на 2 ступени так же является программа фонопедического метода развития голоса:
1 цикл – это программа нефальцетного режима;
2 цикл – это фонопедическая программа на переходе из нефальцетного в фальцетный режим;
3 цикл- это фонопедическая программа в фальцетном режиме. На этом этапе ребята образуют вокальную группу «Песенка». Срок обучения в этой группе 3 года. За период обучения ребята активно выступают в различных концертах, фестивалях, принимают участие в благотворительных концертах,.
3 ступень обучения - это обучающиеся 13-16 лет. Обучение рассчитано на 3 года. Продолжается работа по усовершенствованию голоса. Концептуальной опорой обучения этой стадии является 3 уровень фонопедического метода развития голоса. Сущность этого уровня заключается в дальнейшем усовершенствовании голоса.
На этой возрастной ступени дети образуют вокальную студию «Школьные истории». Группа является активным участником различных музыкальных мероприятий, фестивалей, конкурсов.
Все занятия ведутся 3 раза в неделю. За учебные единицы берутся такие предметы как групповое сольфеджио, дуэт, сольное пение.
Всего учебных часов в неделю 9, за год 324 ч
Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом их доступности для учащихся определённого возраста, художественной выразительности, воспитательной направленности.
Все результаты работы студии чётко прослеживаются на концертах, выступлениях, на городских и республиканских конкурсах и фестивалях.