Доклад на тему Декоративное искусство как средство развития младших школьников с нарушением слуха

ГОУ «Вычегодская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида»















Обобщение опыта по теме: «Декоративное искусство как средство развития глухих детей младшего школьного возраста»














Воспитатель: Бякова Я. Л.











Пос. Вычегодский, 2010

Уважаемая аудитория, предлагаю Вашему вниманию актуальную тему: «Декоративное искусство как средство развития глухих детей младшего школьного возраста». Занятия декоративным искусством ко многому обязывают: не только научить рисовать или лепить, но и приобщить к миру искусства. Декоративное искусство (от лат. Dekoro - украшаю) один из видов пластических искусств. Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое начало. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначены. Декоративное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, ткани, одежда, дерево, стекло, игрушки и т.д.). Все предметы, которые окружают человека, должны быть не только удобны, но и красивы. Всё это требует большого мастерства.
Одним из важных направлений по приобщению детей к декоративному искусству является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитии художественной активности младших школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах внеурочной деятельности. Предметы эстетического цикла, в частности занятия изобразительной деятельностью является одним из самых интересных для детей видов деятельности, которое имеет важное значение для развития умственного воспитания, восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса. Декоративное искусство, по моему мнению, способствует развитию личности «маленького человека». В связи с этим учащиеся вместе с педагогами посещают всевозможные выставки народного и прикладного творчества и принимают в них активное участие. Таким образом дети приобщаются к миру искусства.
На занятиях изобразительной деятельностью воспитанники проявляют огромный интерес к декоративному искусству. Детей привлекают предельно простые задания, а также то, что множество красивых вещей для дома, родителей, школы можно сделать своими руками, и при этом все материалы (например, картон, цветная бумага, фольга и т.д.) вполне доступны, а инструменты можно изготовить самим.
Первоочередным для декоративного искусства является: начинать с предельно простых вещей и только с приобретением навыков и опыта переходить к более сложным, серьезным. А остальное зависит от вкуса, воображения, терпения и, разумеется, времени. Главная задача - научить детей видеть и понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой и громкой, беречь её и любоваться ею.
Для проведения занятий изодеятельности с глухими детьми необходимо использовать наглядные пособия. В приобщении глухих учащихся к декоративному искусству важно использовать на занятиях:
- создание не принужденной творческой атмосферы занятия;
- эмоционально – эстетический настрой на выполнение практической работы;
- воспитание у учащихся веры в свои силы и в творческие способности, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей;
- систематический контроль изобразительной деятельности школьников с оказанием им практической помощи.
Целями занятий изобразительной деятельностью являются:
-эстетическое воспитание;
-обучение основам изобразительной грамоты;
-развитие художественно – изобразительных творческих способностей.
Основные задачи изодеятельности в школе глухих:
- развитие умения наблюдать;
- овладение элементами художественно – изобразительной грамоты;
- воспитание эстетических чувств;
- развитие интереса к занятиям;
- ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства;
- обучение приемам рассматривания, формирования умения устанавливать смысловые связи;
- воспитание умения работать коллективно;
- обучение работе по инструкции;
- формирование навыков общения;
- формирование умения преодолевать трудности.
Использование таких видов работы как рисование, лепка, выполнение аппликаций, проведение бесед предполагает формирование у детей зрительного и изобразительного опыта, необходимого в их творческой деятельности.
Важно отметить, что увлеченность декоративным искусством сама не возникает произвольно, она создается педагогом при глубокой заинтересованности учащихся. Декоративное творчество способствует развитию личности глухих учащихся, памяти, творческих способностей, творческому мышлению, воображению.
В завершении хочется добавить: каждый ребенок по -своему уникален, не зависимо от того обычный он или с особенностями в развитии.

15