ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


РОМАШЕНЬКИНА Н.А.,
РОМАШЕНЬКИНА Е.С.
МАОУ «СОШ № 40»
г. Чебоксары
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Газета – это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события
которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр
Художественное слово имеет большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Чтобы пробудить у ребенка интерес к литературному языку, развить умение чувствовать и видеть красоту слова, необходимо направить ученика на путь поиска и находок. Все это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объем некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации. Нельзя представить серьёзное учебное заведение (например, школа, гимназия, лицей) без собственного средства массовой информации, так как в школе много происходит социально-творческих дел, акций, и их важно уметь отражать в школьной прессе самими школьниками.
Что же такое – школьная газета? Школьная газета – это форма организации внеклассной деятельности. В то же время, это – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её учеников. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Мы полностью согласны с Ш.А. Амонашвили, который говорил, что из ребёнка вырастет творческая личность.
• Если педагог будет поддерживать вдохновение ребят не только во время уроков, но и во внеклассной работе, использовать метод проектов, позволяющий организовывать познавательную деятельность учащихся, планировать результат;
• Если усилия учеников и педагога станут встречными, т.е. обучение и воспитание - в сотрудничестве.
В школе освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока на уроках не получают, а ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни школы, города, страны. Наша же задача состояла в том, чтобы привить детям потребность в публицистических выступлениях и дать необходимые навыки в этом увлекательном и нужном деле. Как быть? Появилась идея создания кружка юных журналистов «Волшебное перо» и издания газеты для начальных классов «Маленькая страна». В состав кружка вошли ученики 3-4 классов.
Набирая группу ребят, мы объяснили, что какую бы профессию они ни избрали в будущем, им пригодится умение излагать в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в жизни.
Итак, остановимся подробнее на том, что создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности.
Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы или задачи, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – интегрирование знаний из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников и учатся пользоваться ими для решения практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, анализ, построение гипотез, обобщение).
Проблема при создании печатного издания всегда четко обозначена: создать яркую, оригинальную газету.
Как это сделать?
Возможные направления, пути решения проблемы в какой-то иерее помогают найти традиционные рубрики, сложившийся формат газеты, но в целом, каждый выпуск - это принципиально новый творческий вариант проекта. И всегда это большая и нелегкая работа, требующая затрат времени, напряжения сил и способностей.
Среди кружковцев мы распределили обязанности, выбрали название газеты («Маленькая страна»); определили общие задачи, основные рубрики (колонки): «Интервью с…», «Страницы истории», «Человек – человек», «Это интересно», «Проба пера», «Итоги внеклассных мероприятий», «Позд-равляем!», «Конкурсы! Викторины!».
Задачи кружка были сформулированы следующим образом:
освещение в газете школьной жизни;
содействие в воспитании информационной культуры школьников;
повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, истории родного края, информатике и т.д.), а также к общественной жизни школы;
развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
формирование стремления к здоровому образу жизни;
реализация гражданско-патриотического воспитания;
формирование у учащихся толерантного сознания;
ежемесячно выпускать один номер газеты (как печатный, так и электронный вариант).
Конечно, главный - видимый - результат нашей работы – это газета, но также в план работы кружка юных журналистов входят и лекции (например, «Основные жанры публицистики», в которой рассматриваются жанровые особенности репортажа, заметки, отчета, интервью, портретного очерка, статьи); и практические занятия (например, «Как взять интервью?», на котором мы коллективно выработали основные правила интервьюирования и отработали их в парах, а затем лучшие представили всем); и встречи с интересными людьми.
Но большую часть нашей работы занимает составление эскизов газеты, определение тем и форм сбора материала, работа с черновиками, а затем – с чистовыми вариантами, набор и корректирование статей,
И все это: теоретические занятия, журналистские задания, практические семинары, поиски новых тем, верстка газеты – не только этапы становления коллектива единомышленников, но и этапы развития творческого потенциала учащихся. Являясь одной из форм организации внеклассной деятельности, газета во многом помогла нам: в каждом классе у нас появились единомышленники, активные участники учебного процесса, помощники, на которых мы всегда можем положиться.
Мониторинг результатов обучения показал, что в познавательных интересах обучающихся и профессиональных направлениях, в психических механизмах (мышление, воображение), в практических умениях и навыках, в проявлении стремления к творчеству и овладении приемами творческой деятельности произошли положительные изменения.
Но все-таки главным в работе, на наш взгляд, являются даже не программа и методическое оснащение, а любовь, доброта, взаимопонимание между взрослым и ребенком.
Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
К. Ушинский