Исследовательская работа «Говорящая» одежда как невольный стимул вовлечения молодёжи в процесс изучения английского языка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51»


VII ШКОЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«АССАМБЛЕЯ ЗНАНИЙ»



Секция
иностранных языков


«Говорящая» одежда как невольный стимул вовлечения молодёжи
в процесс изучения английского языка
(на примере футболок)

Исследовательская работа



Автор:
Ерошин
Дмитрий Дмитриевич,
учащийся 8 Б класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»


Научный руководитель:
Мукаева
Салима Шакировна,
учитель английского языка,
I квалификационной категории









Оренбург



СОДЕРЖАНИЕ


I. Введение ........................................................................................................3
II. Теоретическая часть.....................................................................................5
2.1 Из истории надписей на футболках.........................................................5
2.2. Надписи на футболках...............................................................................6
2.4. Основные функции надписей на одежде.................................................7
III. Практическая часть.....................................................................................9
3.1. Исследование надписей на одежде учащихся.........................................9
3.2 Результаты опроса учащихся.....................................................................10
IV . Заключение................................................................................................12
V. Библиография...............................................................................................14























I. Введение
Актуальность темы исследования определяется особым местом, которое занимает необходимость знания английского языка в жизни современной молодежи. С фактами применения английского языка мы встречаемся повсюду: инструкции по использованию товаров, вывески на магазинах, образование совместных предприятий и т.п. А сколько людей ходит в футболках с английскими надписями? О чем “говорят” эти яркие футболки с английскими надписями? Чем являются они для молодежи – просто модой или их интересует то, что написано? А может, есть молодые люди, которые используют надписи как дополнительный источник изучения английского языка? А может для кого-то английские надписи на футболках стали незаметным стимулом, невольно побуждающим их к изучению английского языка?
Просмотрев ряд молодежных журналов со статьями о футболках с английскими надписями и проанализировав темы дискуссий на молодежных форумах в сети Интернет, я не нашел ответов на свои вопросы и приступил к собственному исследованию.
Объектом нашего исследования является англоязычные надписи на одежде учащихся 8 Б класса.
Предмет исследования: информация, которую несут надписи на одежде.
Цель нашей работы: изучение степени невольного влияния английских надписей на одежде на вовлечение учащихся в процесс изучения английского языка.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1) проследить историю появления англоязычных надписей на одежде;
2) классифицировать надписи;
3) исследовать степень и характер незаметного влияния англоязычных надписей на повышение интереса учащихся к изучению английского языка.
Гипотеза исследования: английские надписи на футболках являются невольным стимулом, невольно побуждающим определенную часть молодежи города Оренбурга на разного уровня познавательные процессы в области изучения английского языка.
Основные методы, используемые в работе: поисковый, метод анкетирования устного и письменного опроса, метод анализа и обобщения фактических данных.
Источники информации: результаты анкетирования, бесед и интервью, теоретические статьи по теме в молодёжных журналах и в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данной исследовательской работы обращают внимание на то, что мелочи повседневной жизни (одежда с английскими надписями, вошедшие в моду) невольно вовлекают учащихся в процесс познания реалий английского языка. Данная тема может быть полезной тем, кто уже интересуется английским языком, и той части молодежи, которая, проанализировав интересные факты, произошедшие из-за незнания английского языка, станет более рассудительна в выборе предмета гардероба с английскими надписями.


































II. Теоретическая часть

2.1 Из истории надписей на футболках
Надписи на одежде существовали еще много веков назад. Самые ранние знакомы нам по Древней Греции. Уже там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков вы видите надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Массу орнаментов мы можем найти в ювелирных украшениях, где буквы и фразы вплетены в рисунок. Мы можем найти это у кельтов, где буквы играют огромную роль, мы можем найти это и в древних славянских украшениях, где слова тоже являются частью ювелирной вязи.
Все началось очень просто: сначала надписи украшали только форму рабочих, указывая на их статус на рабочем месте, потом они стали показывать какого дизайнера или какой фирмы эта вещь, а уже после этого стали появляться надписи, которые в самом деле несут смысл.
Человечество никогда не уйдет от использования слова на одежде, так как использование букв позволяет фокусировать мечты модников на конкретных изделиях. Кроме того, надписи, вплетенные в орнамент, позволяют узнать больше о мнениях, знаниях, пристрастиях того, кто носит такую одежду.
















2.2 Надписи на футболках
Особой популярностью в Европе и Америке среди молодежи пользуются футболки со смешными слоганами, которые каждый подбирает согласно своему характеру и мировосприятию. В России «тематические» футболки пока менее популярны. Объяснить это можно тем, что все-таки большая категория молодых россиян не очень хорошо знает иностранный (в частности – английский язык), поэтому казусы с надписями на одежде встречаются у нас постоянно. В основном, молодежь выбирает футболки с такими надписями, смысл которых могут понять только посвященные, те, кто действительно хорошо знает английский. Приличные надписи на футболках молодежи выглядят примерно так: «Get the 1$ Diamond», (Получи бриллиант за 1 доллар), «Beautiful stranger» (Прекрасный иностранец), «Shining star» (Сияющая звезда) и т.д. Есть, конечно, и более забавные: «Call now! I will save you! Soviet secret agent» (Позвони сейчас. Я спасу тебя. Советский секретный агент) или «Mrs. Justine Timberlake». Надписи меняются и с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка – это надписи содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек и заканчивая номером команды или улицы. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то непристойное, стараются выбирать одежду без надписей - это верное решение, в отличие от подростков, которые только и смотрят на красивый фасон и веселые буквы.
Когда человек надевает одежду с какой-либо надписью, что он хочет этим сказать? «Да, ничего, просто забавно!» - ответят на этот вопрос многие, но не все. Сейчас в моду мощной струей «влилась» волна 80-х. Как известно, культовая вещь того времени – футболка со слоганом, где написано все, что ты хочешь сказать этому миру. Вообще такой предмет одежды, как футболка, с момента своего появления считался вещью «говорящей». Имеются даже культурологические изыскания на тему того, что футболка – это «чистая доска» для лозунгов и заявлений, а так же место для демонстрации своего жизненного кредо. И, как можно заметить, общество с успехом пользуется этой привилегией.










2.3 Основные функции надписей на одежде
Как мы уже отметили, незаменимым атрибутом молодежного гардероба являются футболки. Они бывают свободными и облегающими, одноцветными, с рисунками и надписями, спортивными и подчеркнуто женственными.
Появлением самих футболок мы обязаны американским солдатам Первой мировой войны. Поначалу футболка была ничем иным, как комфортным нижним бельем из хлопка, которое не планировалось выставлять напоказ. Во второй мировой американцы решили повысить легкую и дешевую футболку из нижнего белья в ранг формы. Со временем футболка вышла из рамок военной формы и стала одеждой повседневной и широко распространенной. Той самой, которую носят жгучие мачо, малыши, юные девушки и бабушки на даче.
Футболка с надписью – это носитель информации! А потому, она может быть к месту в различных ситуациях. Не станем перечислять их все, но попробуем иначе взглянуть на футболку и с пользой и выгодой для себя использовать майку с прикольной надписью.
Функция первая, или всем по приколу! Вряд ли стоит спорить о том, что надпись должна быть оригинальной.
Функция вторая, или шок по-быстрому! Замечено, что чем смелее рисунок или надпись на футболке, тем больше людей обращают на тебя внимание. У одних такие надписи вызывают шок, у других резкий негатив, у третьих долю уважения к тому, кто нашел в себе смелость надеть это на себя. В любом случае в футболке с шокирующей надписью можно быть уверенным на свою порцию адреналина и внимания со стороны.
Функция третья, или будь белым и пушистым! Прикольная футболка годиться не только для того, чтобы шокировать окружающих. И хотя, шок – эмоция во много полезная, футболки с прикольными надписями вызывают и массу других эмоций. Оказывается, чтобы прикольная футболка с безобидной надписью, вызывающая приступ безудержного смеха у окружающих, способна расположить к ее владельцу много людей. Даже пара часов в такой футболке реально увеличивает шансы привлечь к себе внимание и оставить о себе положительное впечатление. Другими словами: надел футболку с веселенькой надписью и стал душой компании буквально за считанные минуты.
Функция четвертая, или одна футболка хорошо, а сто футболок лучше! Команда КВН, группа единомышленников, спортивная команда или обычный коллектив любой компании стать ярче, заметнее и, что немаловажно, сплоченнее, помогут футболки с подходящими надписями. Умело подобранная надпись поднимает настроение и укрепляет командный дух любого коллектива. Сложно устоять против интеллектуальной команды на математической олимпиаде в футболках с надписью: « Всех порвем!».
Функция пятая, или футболки в дело! Глубоко заблуждается тот, кто отвел прикольным футболкам роль исключительно развлекательную. Надписи на майках могут приносить деньги и быть эффективной рекламой! Промоутеры в футболках с символикой или слоганом привлекут внимание клиентов к товару или услуге лучше любого столба с объявлениями. Подарки футболок клиентам в ходе какой-нибудь акции – это реклама, которую носят сами клиенты – что может быть лучше?
Функция шестая, или реши любые проблемы! Этот способ подходит каждому, кто обладает юмором и ищет неординарный выход из ситуации. Футболка с номером телефона или isq – проверенный способ нахождения новых друзей. С человеком могут не решиться поговорить на улице, но в аську постучат – это точно! Прикольная надпись на футболке – безотказный способ попросить прощения! Вряд ли какая – нибудь девушка останется равнодушной, если её друг будет ходить за ней по пятам в футболке с надписью: «Я был не прав и буду!» А если мама готовит по особым диетическим рецептам, наденьте футболку «Хочу мяса!», и появится шанс на полноценный ужин. Какое бы применение футболке не было придумано – оно имеет право на жизнь. Ведь прикольные майки дарят замечательное чувство свободы от штампов. Сложно сказать, что взбрело в голову человеку, который сделал первую забавную надпись на футболке и тем самым, положил начало новому направлению в моде, получившему название – прикольные футболки! Но точно одно: без таких маек современный мир стал бы скучнее и однообразнее!












III. Практическая часть
3.1 Исследование надписей на одежде учащихся
Наше исследование мы строили следующим образом:
1. Провели опрос учащихся 8 Б класса
2. Переписывали или фотографировали наиболее интересные надписи и задавали вопросы следующего характера:
* возраст носителя
* знает ли о смысле написанного на одежде или нет
* перевод надписей
* причина, по которой они приобрели эту вещь
* информация о возможных грамматических и орфографических ошибках в надписях.
Мы зафиксировали и проанализировали ответы 22 учащихся, которые можно отразить графически в следующей таблице.




















3.2 Результаты опроса учащихся (таблица еще в разработке)

Надпись в оригинале
Перевод
Возраст носителя
Знает о смысле или нет?

Wanted
Разыскивается
14 лет
Да

Save the earth
Спасите Землю
15 лет
Да

Girl princess
Принцесса
14 лет
Да

Forever young
Вечно молодой
14 лет
Да

Diamonds are girl’s best friend
Бриллианты – лучшие друзья
15 лет
Нет

Kiss me
Поцелуй меня
15 лет
Да



Следующий вопрос был таким:
-Что в первую очередь привлекает тебя в футболках с английскими надписями?
Ответили на вопрос так:
-Меня привлекает мода на футболки с английскими надписями и дизайн.-14 человека.
-В основном подбираю футболки с любимыми группами или футболки, в которых можно
выразить своё мнение или протест.-2 человека
- Иногда беру футболку только исключительно из-за дизайна или модели.-6 человека.

На вопрос: «Наденешь ли ты футболку с надписью, не зная перевода?» Ответы были следующие:
- Нет, мне нужно знать, с какой надписью я хожу. Вдруг там написано что-то плохое. – 14
человек.
Одна ученица нашего класса, отвечая на этот вопрос анкеты, ответила так:
- Мне волей-неволей необходимо перевести надпись, чтобы не опозориться.
- Да, мне все равно. – 5 человек.
-Надену, мне нужно, чтобы она была яркая и бросалась в глаза – 2 человека.

На вопрос: «У тебя появилась футболка с незнакомой английской надписью. Что ты делаешь, чтобы узнать смысл английской надписи?» Ответили так:
-Смотрю дома в словаре или через переводчик в интернете – 14 человек
-Спрашиваю у учителя – 1 человек
-Спрашиваю перевод у друзей и знакомых - 1 человек
-Перевожу без труда сам(сама)-1 человек
-Ничего не делаю, ношу и все- 6 человек.

Вопрос «Есть у тебя или у твоих знакомых футболки, которые вы не носите, узнав перевод английской надписи?» На этот вопрос решился ответить один ученик, и, он написал, с какими английскими надписями футболку он не носит:
KICK ME!
«Надписи на футболках стимулируют твой интерес к изучению английского языка? Если да, то - каким образом?»
9 человек ответили отрицательно.
13 человека ответили на вопрос так:
- Хочу знать английский язык и считаю, что англоговорящие надписи являются
дополнительным источником английских слов и фраз -3 человека
-Иногда слова и фразы на футболках запоминаются быстрее, чем, если бы я учила их
специально -7 человек
-Помогают мне запоминать правописание слов – 3 человека.




















IV . Заключение
Итак, отвечая на вопрос, поставленный во введении: учитывают ли подростки смысловую нагрузку надписи на английском языке, которая есть у них на одежде, можно констатировать, что, следуя моде, молодежь стремится от нее не отставать.
В ходе исследования выяснилось, что только многие из опрошенных учеников при покупке вещи обращали внимание на перевод английских фраз. Однако, некоторые из них отмечали, что их затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды. Есть и ученики, которые не обращали внимание на перевод надписей и воспринимают их как украшение их одежды, то есть это некая дань современной моде подростков, своеобразный «дресс код», не расшифрованный ими. Анализ собранного материала показал, что уровень владения английским языком, который определялся возрастом опрашиваемого учащегося школы, позволяет ориентироваться в надписях и правильно использовать написанную информацию. Исследование также показало неразрывную связь языкового уровня с культурой самого человека.
В ходе работы над темой «Говорящая» одежда как невольный стимул вовлечения молодёжи
в процесс изучения английского языка» мы успешно решили поставленные задачи исследования:
- исследовали различные источники получения информации;
- рассмотрели проблему широкого использования английского языка в дизайне современной одежды;
- проанализировали особенности англоязычных надписей на одежде.
По данным нашего исследования большинство все учащиеся 8 Б класса МОБУ «СОШ № 51» в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Из всех опрошенных только около 77 % учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, также они отметили, что обращают внимание на надпись при  покупке вещей. Остальные 23% затруднились перевести свои надписи. Некоторые подростки отмечают, что затруднения в переводе не останавливают их от покупки понравившейся одежды и  не обращают внимания на перевод надписей и воспринимают их как украшение  одежды.
Бесспорно, личное дело каждого человека, во что ему одеваться. Однако, то, что подавляющее большинство людей, предпочитающих надписи на одежде, не подозревают, с какими текстами они выходят в свет, кажется ненормальным. Некоторые не в ладах с иностранными языками, а просить помощи знающих людей просто стесняются. Изучить английский язык не в такой мере тяжело, как иногда кажется. Проблема часто прячется у нас самих в мозгу. В наше время английский язык встречается повсюду: на товарах и вывесках магазинов, на электротехнике, одежде, в интернете. Его изучают в школах, университетах, на специализированных курсах. Но как проще и быстрее выучить английский язык? Надписи на английском языке могут стать тем самым экспресс способом, который поможет быстро, дешево и эффективно пополнить свой словарный запас.
Большинство подростков не придают особого значения надписям на их одежде, которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. В гардеробе каждого есть и даже не одна вещь, содержащая надпись на английском языке. Иногда она может содержать просто набор бессмысленных слов и фраз, иногда обидную и нецензурную лексику, а иногда на самом деле наполненную смыслом и хорошим юмором фразу.
Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе, мы, в каком - то смысле солидизируемся с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде. Не надо забывать, что judge not of men and things at first sight « встречают по одежке, а провожают по уму».    




Нам немецкий надо знать-
Ну, хотя бы слов сорок пять.
Чтоб на их «Wie geht es Ihnen?»
«Danke, gut» нам отвечать!
Нам французский надо знать –
Ну, так слов от силы пять.
Чтоб, коль скажут нам «Bonjour!»
Нам «Salut!» в ответ сказать!
И английский надо знать-
Слов хотя бы тысяч пять.
Ведь в любой стране придётся
Всё равно на нём болтать!







V. Библиография
1. Блохина В. Всемирная история костюма, моды и стиля. – Минск: Харвест, 2009. – 400 с.
2. М. Голденков Осторожно, hot dog! Современный активный English. . – М.: ЧеРо, 1999. -272 с.
3. Морева Е. «Говорящие» футболки. молодёжный журнал «Маруся» август 2007 год- стр.6.
4.http:\\www.izvestia.ru\ статья« История футболки »
5. http:\\www.мaozoo.ru\ cтатья «О чём говорят надписи на модных футболках»
6. http:\\www.Intermoda.ru\статья «Модные футболки принт»
7. http:\\www.maechka.ru\cтатья «Нефутбольная футболка»
8. . http:\\www.Odeja.ru\cтатья «Футболки: вне моды, вне времени, вне конкуренции!»



















13PAGE 15


13PAGE 141415




15