Сценарий педагогической мастерской Весенний мотив


Приложение 4
Сценарий педагогической мастерской «Весенний мотив»
3 класс
1. Индуктор (звучит музыка)
- Закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо. А под ногами земля. Земля, которая вдыхает весенний аромат полной грудью. Вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч весеннего апрельского солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев, удивление первых цветов, открывших свои глазки.
Откройте и вы свои глаза. Посмотрите, какой необычный букет принесла я вам. Этот букет не из цветов, а из слов. Слов весенних, теплых, звенящих, струящихся, поющих! Хотите узнать, какие это слова? Тогда ловите! Какие слова вы поймали? Поделитесь ими друг с другом, запишите их.
2. Самоконструкция ( дети сами конструируют словарный ряд)
- Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам.
Социоконструкция. (дополнение своего ряда словами других детей)
- Выберите из списка одно слово, на ваш взгляд, самое весеннее и запишите его в центре строки.
Выбор.
3. Объявление темы
- Как вы догадались, темой нашего занятия будет тема весны: «Весенний мотив».
Прочитайте название темы: про себя, шепотом, с удивлением, с восторгом, с нежностью.
Именно такие чувства испытывали многие поэты и писатели, когда говорили о весне. Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года. Дети читают строки, написанные на карточках:
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
С. Есенин
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
Люблю грозу в начале ма
 Когда весенний первый гром,
 Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
- В своих строках поэты говорили о том, как встречают весну цветы, небо, солнце, ручей, звезды. А знаете ли вы, как здорово умеют встречать весну пни? Да, именно пни. Не знаете? Тогда я предлагаю вам прочитать весеннюю зарисовку Н. Сладкова. Работать вы будете в парах и читать вслух тоже в паре. Но важно, чтобы при чтении вы передали состояние наших «героев»:
«Всю зиму простояли лесные пни в снегу, увязнув по уши. Шапки снежные надвинули на самые брови и смотрели сердито и недовольно.
А сейчас пни загуляли. Высунулись из снега, шапки белые набекрень заломили и до того раззадорились -  пар идет.
А то ли в апреле будет! Встанут во весь рост, ударят шапками о землю. Пропадай, шапка, была на была! Расступись, лесной народ, - пни весну встречают!»
- Замечательную картину нарисовал Н. Сладков в этом отрывке.
А сейчас посмотрите на эти весенние пейзажи. Художник по-своему увидел весну. Для того, чтобы вы не упустили ни одной важной детали, подключите опять свое воображение и представьте себе, что вы – маленькие гномики и феи. Найдите себе удобное местечко на этих картинках. Может быть это будет листок, травинка или капелька росы, в которой вы сможете полюбоваться своим отражением. А может быть вы запутаетесь в непослушных кудрях ветра? Выбрали? Тогда прислушайтесь к своим ощущениям: Что вы видите?
Что слышите?
Что вы ощущаете?
Побудьте минуточку наедине с художником и его картиной.
А теперь продолжите предложения:
Я слышу…
Я вижу…
Я чувствую…
Я радуюсь…
Что бы вы смогли почувствовать себя поэтами, я предлагаю выполнить следующее задание: подберите эпитеты и метафоры, которыми украшают свои произведения поэты и писатели, к данным предметным картинкам.
Дети работают в группах, получив карточки с изображением солнца, ручья, деревьев, дождя, неба с облаками.
4. Самоконструкция
Социоконструкция.
Выбор.
Разрыв.
- Говоря о весне, конечно же нельзя не сказать о цветах, этих удивительных созданиях природы. Порой они творят чудеса.
Петр Ильич Чайковский написал много красивых мелодий. А вот стихотворение было им написано только одно. И вдохновил его на создание этих строк цветок. Хотите узнать, какой это цветок? Сейчас я открою запись на доске, и вы прочитаете это стихотворение сначала вполголоса, а затем вслух, пытаясь передать внутреннее состояние П.И.Чайковского.
О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней.
И ярче краски в них, и веселей узоры.
Но прелести в них нет таинственной твоей.
Цветок – это подарок, которым одаривает нас природа. Все цветы разные, не похожи друг на друга. И сейчас я прошу вас закрыть глаза и представить один единственный цветок, не похожий ни на что, потому что это ваш цветок. Вы создали его. Это ваша фантазия, ваша мечта. Воплотите свою фантазию в реальность, создайте свой цветок мечты. (Дети рисуют).
5. Афиширование – показ рисунков их обоснование.
- Трудно ли быть цветком?
- Можем ли мы продлить его жизнь?
Ответом на этот вопрос могут быть строки:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Покажите свои добрые лица. Добрый человек не сделает больно цветку, который радуется жизни, тянется к солнцу. Как хорошо ему на лугу среди друзей! Его радует ветерок, любит шмель, бабочка. Его аромат вдыхают люди, отдыхающие на поляне. И как одиноко ему в вазе!
«Видел я, цветы, как люди плачут
И роняют слезы на траву…»
А может быть роса – это и есть слезы. Слезы радости или боли. А чтобы вы лучше поняли, почувствовали боль и радость цветка, представьте себя цветком.
6. Пластика. (Дети имитируют движения, о которых говорит учитель под музыкальное сопровождение)
- Цветок спит. Проснулся. Поднял голову и увидел солнышко. Улыбнулся ему. Всем своим телом потянулся к нему. Распрямился. Умылся росой. Стряхнул ее со своих листьев. Улыбнулся другим цветам.
7. Самоконструкция.
Социоконструкция.
Звучит музыка.
- Прежде, чем вы сделаете свой третий, решающий выбор, я предлагаю помолчать, т.к. 5 минут красноречивого молчания иногда сильнее 5 минут разговора. Слушая эту нежную весеннюю мелодию, загляните в свою душу и выберите это единственное слово, которое вы пронесли через весь урок и которое сейчас светится и поет в вашей душе. (Пауза)
Я прошу вас записать это слово на солнечных лучиках. Которые лежат у вас на партах, а после урока подарите эти весенние лучи вашим родным. Вместе с ними вы подарите им частичку своей души, частичку весеннего тепла и надежды.
Выбор.
- Это и будет темой вашего сочинения.
8. Сочинение
Афиширование.
- Красивые сочинения у вас получились. А знаете ли, что красота – это национальное сокровище, национальное достояние. Это значит наше достояние – и небо, и облака, и реки, и цветы, и звезды. Говорят, красота рождает красоту. И сегодня в ваших душах родилась красота. Давайте сохраним ее, научимся видеть красоту вокруг нас, научим видеть ее других людей.
9. Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. Высказать свои впечатления или обменяться ими вы можете, если выплеснете их на эти белые листы бумаги, наполнив их весенними красками, весенними словами, своим настроением.
(Ватман на доске или стене)