Программа внеурочной деятельности Палитра детских голосов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САТИССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принята педагогическим советом «Утверждаю»
Протокол №__ от «__» сентября 2011 года Директор школы:_________
Т.Ф.БуланкинаПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 1-4 классов
«ПАЛИТРА ДЕТСКИХ ГОЛОСОВ»
3 года обучения
Образовательная область: искусство
Учебная дисциплина: музыка
Вид программы: авторскаяТип: внеурочной деятельности
Направленность: художественно-эстетическая
Форма организации: студийная
Ступень образования: для I, II, III ступени образования
Автор:
Быкова Елена Витальевна,
учитель музыки
высшей квалификационной категории
Сатис
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра детских голосов» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Палитра детских голосов» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в студии пробуждают у ребёнка интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной деятельностью, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению и пению в сольном исполнении. Данная программа, в соответствии с законом «Об образовании РФ», призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами музыкального искусства сформировать «человека и гражданина».
В соответствии со Стандартом общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, раздел 1, п. 8, стр.5)
Методологическая основа стандарта второго поколения направлена на системно-деятельностный подход.
Он нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход позволит повысить эффективность образования по следующим показателям:
прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Программа внеурочной деятельности «Палитра детских голосов», направленная на духовное развитие обучающихся, разработана для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении песен с сопровождением и a’capella.
Новизна программы
В МБОУ Сатисской  СОШ организована вокальная студия «Вдохновение»», в которой занимаются  учащиеся 1- 4 классов. Особенность программы в том, что она  разработана   для  учащихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь. Однако  дети  не только разного возраста, но и имеют разные  начальные способности. В данных условиях программа «Палитра детских голосов» - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы учителя  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы  в том, что в ней представлена  структура  индивидуального педагогического воздействия  на формирование певческих навыков обучающихся,   последовательности, сопровождающая систему практических  занятий.
Программа отличается от других программ тем, что:
позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
содержание программы «Палитра детских голосов» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы;
в программу включены занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
Роль и место программы в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение программы
Преподавание курса «Палитра детских голосов» рассчитано на учащихся начальной школы, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
В вокальной студии занимаются 40 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности,  которыми они будут радовать школьный социум и окружение школы, но и получить оценку и общественное признание   в школе, в районе, в области. Увлеченные любимым делом школьники   высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности.Содержание программы  предполагается  реализовать  в объеме 204 ч. (за 3 года обучения). 
Цель: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к вокальному искусству.
Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главным из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизаций, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Подбор репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
В основу программы «Палитра детских голосов» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся, слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Дидактические принципы обучения
Принцип целенаправленной и систематической работы над общим музыкальным развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
Принцип роли теоретических знаний в начальном обучении
Некоторые педагоги-музыканты, работающие в общеобразовательных учреждениях, считают, что не стоит и без того перегруженных информацией детей, нагружать знанием специальных терминов и понятий.На мой взгляд, вводимые с самого начала теоретические понятия хорового исполнения, существенно облегчают коммуникативную задачу и экономят время рабочих моментов.
Принцип обучения на высоком уровне сложности для наиболее одаренных учащихся.Это принцип работы с детьми либо с врожденными данными, либо опередивших своих товарищей в овладении вокальными навыками. Таким учащимся предлагается разноплановый репертуар повышенной сложности.
В основу разработки программы «Палитра детских голосов» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология.
Основные направления и содержание деятельности
Программа определяет 2 направления обучения детей: репетиционно-учебная работа и концертно-исполнительская деятельность.
Первое направление состоит из 12 тематических разделов, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя. Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встреча с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, районных праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Для лучшего понимания и взаимодействиядля исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, и состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Палитра детских голосов»
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является наблюдение педагога в ходе занятий, тестирование, анализ результатов выступлений на мероприятиях, конкурсах, оценка членов жюри, зрителей.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
наглядно-слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный;
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Учебный план программы «Палитра детских голосов»
Программа имеет трехуровневую и тематическую структуру

п/п Разделы Кол-во часов
Вокально-хоровая работа - 168 час.
1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. 16
2 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка
полученных вокальных навыков. 20
3. Распевание. 12
4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 10
5. Дикция. Артикуляция. 28
6. Гигиена певческого голоса. 3
7. Сценическая культура и сценический образ. 20
8. Основы нотной грамоты. 8
9. Движения вокалистов под музыку. 18
10. Вокально-хоровая работа. 12
11. Импровизация. 7
12. Собственная манера исполнения. 14
Концертно-исполнительская деятельность - 36 час.
ИТОГО: 204
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок.
№ п/п Тема занятий Часы Формы проведения занятий Методы контроля
Общее
кол-во Теория Прак-
тика Вокально-хоровая работа
1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом. 2 1 1 Индивидуальное Наблюдение
2. Певческая установка. Дыхание. 4 1 3 Индивидуальное Наблюдение
3. Распевание. 18 1 17 Индивидуальное Наблюдение
4. Вокальная позиция. 4 0,5 3,5 Индивидуальное Наблюдение
5. Звуковедение. Использование певческих навыков. 10 1 9 Индивидуальное Наблюдение
6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. 10 1 9 Индивидуальное Наблюдение
7. Беседа о гигиене певческого голоса. 1 1 0 Индивидуальное Наблюдение
8. Работа над сценическим образом. 7 1 6 Индивидуальное Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
9. Праздники, выступления. 12 12 Конкурсы, праздники Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 68 8,5 59,5 Репертуарный план 1 года обучения (эстрада)
Гном. А. Батуры, С. Черного.Воробьиная дискотека. З. Компанейца, П. Синявского.Кабы не было зимы. Е. Крылатова, Ю. Энтина.Кожаный мяч. Я. Дубравина, В. Суслова.Лунная дорожка. Я. Дубравина, М. Пляцковского.Малиновая песенка. И. Якушенко, З. Петрова.Маячок. М. Славкина.Поросенок. Л. Бобровой, А. Усачева.Прекрасное далеко. Е. Крылатова, Ю. Энтина.Сонная песенка. Р. Паулса, перевод О. Петерсона.Собачкины огорчения. А. Заруба, Б. Заходера.Сочиненье о весне. Я. Дубравина, Н. Просторовой.Старушка и пират. М. Славкина.Ты – человек. Е. Крылатова, Ю. Энтина.Школьный романс. Е. Крылатова, Ю.Энтина.
Самовар Ю.Энтин, Д. Тухманов.
Учебно–тематический план
(2-й год обучения).
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма, использование голосовых импровизаций.
№ п/п Тема занятий Часы Формы проведения занятий Методы контроля
Общее кол-во Теория Прак-
тика Вокально-хоровая работа
1. Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо-вание певческих навыков 5 1 4 Индивидуальное Наблюдение
2. Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки 4 1 3 Индивидуальное Наблюдение
3. Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса. 18 0 18 Индивидуальное Наблюдение
4. Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 10 1 9 Индивидуальное Наблюдение
5. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура. 8 0 8 Индивидуальное Наблюдение
6. Дикция. Вокальные навыки. 5 0 5 Индивидуальное Наблюдение
7. Беседа о гигиене певческого голоса. 1 1 0 Индивидуальное Наблюдение
8. Работа над сценическим образом. 5 0 5 Индивидуальное Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
9. Праздники, выступления. 12 0 12 Конкурсы, праздники Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 68 4 64 Репертуарный план 2 года обучения (эстрада)
Песни композитора А.Вережникова«Белые голуби», «Благодарю», «Большой секрет», «Голуби», «Город детства», «Дикая»,«Добрый вечер», «Контрольная работа».Песни композитора А.Варламова«Кумир»,   «Лебеди»,  «Лебедь белая», «Лилия». «Листопад», «Мечта», «Надо верить молодым»,  «Новый мальчишка», « Ночь белокрылая», «Парус детства», «По всюду дождь». «Помнишь, Лешка» - Л.Кнорозова, Ю.Оболенская «Руки женщины» - Ж.Колмогорова «Слухи за спиной» - А.Гроссу Песни композитора Т.Музыкантовой«Сцена», «Тайные сны», «Я и осень», «Я летаю».
Учебно–тематический план
(3-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п Тема занятий Часы Формы проведения занятий Методы контроля
Общее кол-во Теория Прак-тикаВокально-хоровая работа 1. Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. 5 0 4 Индивидуальное Наблюдение
2. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура. 4 0 3 Индивидуальное Наблюдение
3. Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 18 1 17 Индивидуальное Наблюдение
4. Дикция. Расширение диапазона голоса. 10 0 10 Индивидуальное Наблюдение
5. Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. 8 0 7 Индивидуальное Наблюдение
6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 0 5 Индивидуальное Наблюдение
7. Беседа о гигиене певческого голоса. 1 1 0 Индивидуальное Наблюдение
8. Работа над сценическим образом. 5 0 4 Индивидуальное Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
9. Праздники, выступления. 12 0 12 Конкурсы, праздники Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 68 2 66 Репертуарный план 3 года обучения (эстрада)
Песни А.Ермолова«Алёшка и Наташка», «Белый снег», «Вместе ты и я». «Волшебный мир искусства». «Времена года». «Звезда». «Косые дожди», «Никому не рассказывай», «Орфей», «Осенний блюз», «Падают снежинки», «Потому что я тебя люблю», «Пусть будет свет», «Россия», «С Днём рождения, лучший друг!», «Тайные сны», «Тысячелетний разбег», «Я желаю тебе», «Я просто очень скучаю», «Апрель».Песни Вячеслава Тюльканова «Бабушка», «Взмахни крылами Русь», «Жанна Д`арк», «Как птицей стать», «Кони – птицы», «Ночь, луна, джаз», «Одинокий сакс», «Россия моя», «Ангелы»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Репетиционно-учебная работа – 168 часов
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков(16 часов).
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок» и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
Блок 1.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков(20 часов).
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия:
Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой.
Основной комплекс упражнений."Ладошки" Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха."Погончики" И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются ви.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Насос" ("Накачивание шины") И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.Норма 12 раз по 8 вдохов-движений."Кошка" ("Приседание с поворотом") И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.Норма 12 раз по 8 вдохов-движений."Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки) И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).Норма 12 раз по 8 вдохов-движений."Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Поворот головы" И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.Норма 12 раз по 8 вдохов-движений."Ушки" ("Ай-ай")И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Маятник головой" ("Малый маятник") И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос).Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Перекаты" А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге ( нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
"Шаги" А. "Передний шаг" (рок-н-рол)И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-рол. Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.Норма 8 раз по 8 вдохов-движений.
3. Распевание (12 часов)
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).
Распевка 1. Мычим
Найдите наиболее удобную позу. Прислонитесь спиной к стене. Главное - быть расслабленным и не зажиматься. Представьте, что через ваше тело пропущена длинная верёвка, которая выходит из головы. Представьте теперь, что верёвка привязана к потолку и туго натянута. Вот такая вот хорошая поза для начала...теперь вдыхаем и пробуем помычать - то есть издать звук “м-м-м” своим обычным разговорным голосом, как будто вы съели что-то очень вкусное. Теперь раскачаем этот звук между двумя удобными для нас нотами. Будьте полностью расслаблены, не пытайтесь ставить рекордов высоты – помните, это всего лишь разогрев. Помычите так минуты 2-3.
Распевка 2. Пылесос
Звук можно записать как “вф-вф-вф” – нечто среднее между «в» и «ф». Это неплохой массаж для ваших связок, так что наберите воздух и раскачивайте звук между двух удобных для вас нот. Обратите внимание – звук должен быть ровным, медленно спадающим и поднимающимся, а не прыгающим.Подсказка - чтобы звук не прыгал нужно поддреживать постоянный поток выходящего воздуха, представьте, что из вашего рта, вместо воздуха льётся вода, которая ни на миг не прерывается и не бьёт толчками, а наоборот, льётся ровным, непрерывным потоком. Этот поток поддерживается диафрагмой. Шея должна быть расслаблена, особое внимание уделите мягкому месту под подбородком, оно тоже не должно зажиматься (можете проверять его время от времени рукой). И так продолжайте 2-3 минуты.
Распевка 3. Моторная лодка
Как и пылесос, но звук похожий на моторную лодку. Попытайтесь делать это упражнение, держа ноту так долго, как сможете. Делать 2-3 мин.
Распевка 4.
Ми-Мэ-Ма-Мо-Му на одной ноте, постепенно повышая.Мм-Мм-Мм-Мм / Мо-Ми-Мо-Ми-Ма по тризвуку (два раза)То же самое только по всем нотам до квинты.Мо-Ме-Ми-Му-Ма по тризвуку. Резко, отрывчато.
Универсальный вариант для всех голосов: Ми-йо-ми-йо-ми. (обратить внимание, чтобы голос не "заваливался" на "о").
Для настройки резонатора: у-у-у-у-у отрывчасто через очень мальенькое отверстие в губах. Губы напряжены, зубы максимально раскрыты.
Для очистки связок: с квинты плавно по гамме вниз Льо-о-о-о / стакатто: льо - о - о - о - о по тризвуку туда и назад.
Распевка 5.
Ой!-Ой!-Ой!-Ой!-Ой! очень резко и отрывисто по тризвуку. Это должно быть похоже на одноименный крик, только с определенной высотой звука. Следите, чтобы звук ударялся в корни передних зубов.
После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.
Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или распевки.
Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего(10 часов)
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Практические занятия:
Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Примечание: особенность изучения темы в том, что изучение тематического блока рассчитано на 8 часов, из них 2 часа теории, 6 часов практические занятия. Тематический блок рассчитан на 3 года, при этом предполагается обращение к изучению творчества великих вокалистов не только на часах практических занятий в рамках данного блока, но и в течение всего периода изучения. Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.
5. Дикция. Артикуляция(28 часов)
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
Тренажер самоконтроля развития дикции;
Скороговорки
Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.
Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,что все скороговорки перевыскороговорит,но, раскороговорившись, выскороговаривал,что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!
Подворотничок с подвыпердвертомБык, бык, тупогуб.Тупогубенький бычок.У быка бела губа была тупа.
Сшит колпак да не по колпаковски,Вылит колокол да не по колоколовски.Надо колпак переколпаковать перевыколпаковатьНадо колокол переколоколовать перевыколоколовать.
Ты, сверчок сверчи, сверчи,Сверчать сверчаток научи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через рекуВидит Грека - в реке ракСунул Грека руку в рекуРак за руку Греку цап
Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
Расскажите про покупки.Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.
Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.
Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,Как в капюшоне кукушонок смешон.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ,А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Пришел Прокоп - кипит укроп,
Ушел Прокоп-кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Шли три попа,Три Прокопья попа,Три Прокопьевича,Говорили про попа,Про Прокопья попа,Про Прокопьевича.
Тыбра - это животное в дебрях тундры,Вроде бобра и выдры,Враг кобры и пудры,Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!
Распевки – скороговорки
Вез корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы три недели Карамель на мели ели.
На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора.
Петя шел, шел, шел и горошину нашел, А горошина упала, покатилась и пропала, Ох-ох-ох-ох, Где-то вырастит горох. Думал - думал, думал - думал Думал - думал, думал - думал В это время ветер дунул И забыл о чем я думал.
Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель пошел перепрыгнув забор, Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор, Иван провалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор. Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель в реке провалился в забор, Иван, как бревно, перепрыгнул болото, А пудель вприпрыжку попал на топор.
6. Гигиена певческого голоса (3 часа)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.
Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.
О вреде курения на голосовые связки.
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.
Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
Составление памятки по гигиене голоса.
7. Сценическая культура и сценический образ (20 часов)
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Практические занятия:
Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
Психологический тренинг;
Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой с. 172-179 );
Упражнения на координацию движений;
Практическая работа по формированию сценического образа.
8. Основы нотной грамоты(8 часов)
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Практические занятия:
Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
Выучить название и написание всех длительностей;
Пение гаммы по нотам со словами и показом;
Звучание интервалов и угадывание их на слух;
Запись ритмического рисунка;
Секреты устранения фальши.
9. Движения вокалистов под музыку(18 часов)
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
10. Вокально-хоровая работа(12 часов)
Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.
Развитие мышц глотки и языка.
Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.
Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.
Практические занятия:
Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр (программа В.Емельянова, стр. 172);
Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса (программа В.Емельянова, стр. 143);
Упражнения с твердой и мягкой атакой.
Подготовка к выходу на сцену.
11. Импровизация (7 часов)
Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.
Практические занятия:
Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
Элементы импровизации в детском исполнении.
12. Собственная манера исполнения(14 часов)
Тембр и динамика своего голоса.
Многоголосое пение.
Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.
Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.
Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.
Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.
Ролевая подготовка: суть и назначение.
Практические занятия:
Выбор песни;
Заучивание текста;
Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Концертно-исполнительская деятельность (36 часов).
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля.
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно-стимулирующий характер.
Виды контроля:
предварительный - диагностика способностей учащихся;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных, областных и российских мероприятий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКА
Модель выпускника вокальной студии «Вдохновение»
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
После 3-х лет обучения в вокальной студии каждый выпускник имеет право оставаться в студии и продолжить концертно-исполнительскую работу со значительной подготовкой к выступлению.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы и формы реализации программы «Палитра детских голосов»
В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение программы:
программа «Палитра детских голосов»;
«Уроки пения», Журавленко Н.И., учебное пособие для обучающихся. Минск: «Полиграфмаркет», 1998;
методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
компьютер;
усиливающая аппаратура;
возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
актовый зал;
мультимедийный проектор.
Успехи реализации программы возможны:
если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Заключение.
Ребенок несмелыми шагами входит на сцену, сильно бьется сердце, и вот секунда, другая, и зазвучала музыка. И вот оно – чудо! Свершается великое творение маленького человека – воссоединение музыки, литературы и эмоционального состояния маленького музыканта. Движение души – порой это не объяснить словами, но они запоминаются на всю жизнь, это волшебные мгновения музыки, первые выступление на большой сцене. Затем отшлифовка новых вокальных трудностей, сильной исполнительной воли, умение концентрировать внимание и память; развитие творческой интуиции, эстетического вкуса, духовности, а самое главное - именно в этот творческий момент проходят невидимые нити между зрителями и исполнителями. «Что ты чувствовал?» - «Я отдала всю себя».
Студия «Вдохновение» – это путевка в жизнь многим девчонкам и мальчишкам. Здесь они приобретают опыт общения, взаимовыручки, поддержки. Есть великое искусство - оно, было, живёт и будет жить! Важно чтобы ребёнок научился делать добро, нести радость людям, тогда будет ярче светить солнце, будет только тёплый ветер и улыбок на земле будет гораздо больше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – М.: Музыка,1980.
Вербов А. М. Техника постановки голоса. – М.,1961.
Вопросы вокально-хорового воспитания школьников: Сб. науч. тр. /МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1983.
Вопросы вокальной педагогике. Вып. 1- 7. – М.,1962 – 1984.
Гоце М.О вокальной работе в школе. //Искусство школе, 1997, №3.
Дмитриев Л.Б Основы вокальной методики. – М.,1996.
Добровольская Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М,1972.
Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – СПб.,1997.
Инайят Хан. Мистицизм звука. – М., 1997.
Луканина В. Мой метод работы с певцами.- Л.,1972.
Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. – М., 1995.
Менабени А.Г. Некоторые краткие сведения о голосовом аппарате и певческом звуке Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1981.
Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 1977
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Стулова Г.П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата у детей в пении Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982.
Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. – М., 1988.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, раздел 1, п. 8, стр.5