РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Дорогами Добра» 4 ступень реализации «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю.Согласовано. Программа рассмотрена на заседании
Директор Председатель кафедры «Начальные классы»_________/Е.А.Чередникова/ _________/Н.И.Колпакова/ Протокол № __ от «__» _____ 2016г.
«__»_____________2016г. «__»____________2016г. Руководитель кафедры «Воспитания»
_______________/И.А.Кулакова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по внеурочной деятельности
«Дорогами Добра»
4 ступень реализации
«Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
Направление внеурочной деятельности
«Социальное»
Рассчитана на 1 год
Возраст - 8-9 лет
Общее количество часов – 34
( 1 час в неделю)
с. Алексеевка
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога добра» разработана на основе образовательной ( адаптированной) программы «Дорога добра».
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).
Актуальность  программы  определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми  духовных  ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность  нравственного  воспитания.
Новизна  программы  в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.  Программа  обеспечивает реализацию одного из  направлений   духовно-нравственного  воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель программы: Создание максимально благоприятных условий для приобретения опыта социального действия каждой отдельной личности через систему духовно – нравственного воспитания
Задачи:
Создать условия для развития и воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Предмет изучения курса внеурочной: социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), приобретенные школьниками; социальная реальность и повседневная жизнь; отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); отношения к социальной реальности в целом.Планируемые результаты освоения 3 ступени
 программы   внеурочной   деятельности  «Дорогой добра»
Воспитание  нравственных  чувств и этического сознания у младших школьников как  направление   духовно  нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации  программы  «Дорогами добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учениками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне  класса , образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Результаты освоения курса:
1. Развитие и воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся.
2.Формирование классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Направление работы
«Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
воспитывать доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитывать добросовестное отношение к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы организации: данное направление реализуется посредством воспитательного мини-проекта «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
№ п/п Мероприятие Содержание деятельности
(виды деятельности) Количество часов
1 «Письмо ветерану»(переписка с ветераном Великой Отечественной войны Никоновой Л.К.,Ярославская область) Переписка с участницей ВОВ (КТД) 1
2 «День Добрых Дел» Помощь нуждающимся в школе, классе, на улице, дома (КТД) 1
3 Акция «Умелые руки не знают скуки» Организация мастер-класса по изготовлению творческих работ. (КТД) 1
4 Акция «Мы помним все про подвиг вашей жизни» Изготовление рисунков, открыток для участников локальных войн (КТД) 1
5-6 «Одиноких людей не бывает», посещение одиноких людей с целью оказания практической помощи. Организация и оказание помощи нуждающимся людям (КТД) 2
7-8 Акции, направленные на практическую, реальную помощь пожилым и больным людям. Организация и практическая помощь нуждающимся (КТД) 2
9-10 Шефство над одинокими людьми. Помощь одиноким людям (КТД) 2
11 Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» Ремонт книг и учебников (КТД) 1
12-14 Статьи в районную газету «Степная правда» Написание статей в районную газету «Степная правда» (КТД) 3
15-16 Благотворительная акция «Доброе сердце» Сбор вещей, школьных принадлежностей для воспитанников СРЦ «Радуга» (КТД) 2
17 Акция «Открытие птичьей столовой» Изготовление кормушек для птиц (КТД) 1
18-19 Акция «Чистый дом – чистый двор – чистое село» Трудовая акция (КТД) 2
20-21 Акция «Книжкина больница» Ремонт книг, учебников (КТД) 2
22-23 Акция «Подари надежду жить» Рисунки для детей онкологического центра (КТД) 2
24 Мини-проект «Цветы для школы» Озеленение школы (КТД) 1
25 Акция «Письма Доброты» Написание и отправка жителям села Писем Доброты (КТД) 1
26 Праздник «Моя семья - моя радость» Совместный праздник для детей и родителей (КТД) 1
27 Праздник «Да здравствует вежливость!» Общий праздник для детей класса (КТД) 1
28 Праздник Хорошие песни к добру ведут Общий праздник для детей класса (КТД) 1
29-30 Акция «Поздравляем ветеранов войны с днем Победы» Подготовка поздравлений для ветеранов локальных войн (КТД) 2
31 Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки». Проведение конкурсной программы (КТД) 1
32 Мини-проект «Азбука вежливости»
Подготовка книги для воспитанников детских садов (КТД) 1
33-34 Подведение итогов Выступление на конкурсе «Защита воспитательных проектов» 2
ИТОГО 34 ч.
Научно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.