Конспект урока по русскому языку по теме: Многозначные слова и омонимы (презентация к уроку) 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: Многозначные слова и омонимы (презентация к уроку) 5 класс
Цели: М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения. М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов. ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарный диктант с взаимопроверкой.
Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.
2. Беседа­опрос:
– С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры.
– Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)
3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упр. 88).
– Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Постановка проблемы.

Проводится по предложенному плану или используется презентация).
1. Упр. 89 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.
Словарная работа: обоняние, экипаж.
2. Чтение названия темы урока.
Далее работа проводится по вопросам упр. 89. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.




IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 90 – проводится самостоятельное открытие признаков слов­омонимов в группах с последующим представлением результатов.
План работы для групп
1) Прочитать стихотворение.
2) Выписать выделенные слова.
3) Дать толкование лексического значения.
4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю.
5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре.
6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно?
7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи).
8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах.
2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений.
Составление схемы понятия
3. Упр. 91.
Работа проводится в парах по заданиям.
Можно предложить ученикам проверить свои предположения с помощью толкового словаря, чтобы установить наличие или отсутствие сходства.
– Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство – многозначное слово, нет – слова­омонимы, т.е. разные слова.)
4. Сравнение выводов учеников с текстом в рамке после упр. 91.
Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Познавательные УУД
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Упр. 92 – развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии слов­омонимов. Выполняются 1–2 примера по образцу, остальные – самостоятельно с последующей самопроверкой (с помощью подсказок в конце учебника).
2. Упр. 93 – вырабатывается умение вычитывать информацию из специализированных языковых словарей («Словаря омонимов») и сравнивать её с информацией, извлечённой из толковых словарей.
Можно попросить 1–2 учеников найти эти же слова в разных толковых словарях и сравнить сведения, представленные в них.
3. Самостоятельная работа с толковыми словарями в группах.
Ученики ищут в словарях по два многозначных слова и два слова­омонима. Результаты представляют другим группам.

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.







ТОУУ


VI. Итог урока.
– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.
– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?
Учитель читает стихотворение.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки – нет!
– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или слова­омонимы? Докажите.
– Что удалось на уроке, было самым интересным?
– Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


VII. Домашнее задание.
Слова записать в словарик. Выучить определение омонимов в рамке, составить свою схему или «образ» определения. Упр. 94 (Н. Составить словосочетания. П. Составить предложения)

















© ООО «Баласс», 2012 13PAGE \* MERGEFORMAT14115








15