Фрагмент урока по русскому языку на тему: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ.


Фрагмент урока./3кл./
Тема: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ.
Цели: познакомить с омонимами. Показать роль омонимов и многозначных слов художественных текстах. Учить определять их значения с помощью толкового словаря.
Знакомство с многозначными словами.
1)Работа над стихотворением.
МАТЬ-ЗЕМЛЯ
Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная!
Земля — наша милая,
Добрая мать!»
Так ласковей будет звучать
И вернее.
Ведь всё, что мы любим,-
Всё создано ею -
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты...
(Я.Абидов)
О чем это стихотворение? (Назовите тему). Какова его главная мысль? Придумайте заголовок, синонимичный данному.
2)Работа со словарем.
В толковом словаре даются следующие значения слова «земля»
Земля -
Планета.
Суша.
Почва, грунт.
Страна, государство.
Поле, фон, по которому сделан рисунок.
О какой «земле» говорится в стихотворении?
Закончите словарную статью: придумайте или вспомните из художественных произведений примеры словосочетаний (коротких предложений), иллюстрирующих другие значения слова «земля». Запишите словарную статью в тетради.
Слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»? Из стихотворения «Мать-земля» приведите примеры однозначных и многозначных слов.
3)Игра «Кто больше?»
Что (кто?) может быть
1 2
дорогим? добрым?
Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Подберите синоним к каждому значению.
Материал для справок:
1
мех, время, человек 2
человек, совет, весть, день, память
(стоящий больших денег; важный, ценный; милый, любимый) (отзывчивый, исполненный добра к людям; хороший, нужный, полезный; очень хороший, отличный; безупречный, ничем не запятнанный)
Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значения. В каком значении эти слова употреблены в художественном тексте?
4)Обобщение:
Какие же слова называются многозначными? (Сколько слов? Сколько значений? Как они связаны?)
2.Знакомство с омонимами.
Отгадайте загадки.
Право, я причёска — чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской -
Узкой, серенькой и плоской.
Словами «коса» подписываются 3 рисунка на доске.
Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?
Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся).
Есть ли сходство в значении этих слов?
Сколько предметов изображено на рисунках? Сколько слов их обозначает? Почему здесь три разных слова?