Урок физики по теме Физические величины (7 класс)


Физические величины.
Цель: изучить понятие физические величины, цена деления, погрешность и точность измерений.
Задачи: разобрать сущность понятий физические величины, цена деления, погрешность и точность измерений; научиться определять физические величины, погрешность и цену деления.
Ход урока.
Орг.моментМотивационный момент
«Задремали звёзды золотые,Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона»
Именно так Есенин описывал рассвет. Может ли учёный пользоваться таким же описанием предметов и явлений? Язык учёного должен быть предельно точным, но он также может описывать словами или рисунками то, что видит и такое описание называется качественной характеристикой предмета или явления. Многие свойства предметов можно описать числами, и такое описание является их количественной характеристикой.
«Наука начинается там, где начинают измерять» Д.И. Менделеев
Физическая величина – измеряемое свойство тела или явления.
Вы уже познакомились со многими физическими величинами на уроках математики. Это, например, длина, объем, масса, время и
многие другие.
Кроме названия, каждая физическая величина имеет обозначение и единицы измерения. Рассмотрите таблицу.
Мы говорим, что масса ведра с водой – 8 кг, длина карандаша – 18 см, а время
восхода Солнца – 7 часов утра. Откуда появляются эти числа?
И вообще – значения всех физических величин?
Числовые значения величин появляются в ходе измерений.
Измерить – значит сравнить с мерой, то есть образцом для сравнения. Например, мерой для массы ведра с водой служат гири,
мерой длины карандаша – деления на линейке,
а мерой времени восхода Солнца – положение стрелки на циферблате часов.
Итак, измерить какую-нибудь величину, это значит, сравнить её с однородной физической величиной, принятой за единицу измерения.
Часто меры неотделимы от измерительных приборов. Например, гири нельзя использовать без весов, а деления на циферблате часов – без механизма, вращающего стрелки.
Часы, весы, линейка, спидометр – все это примеры измерительных приборов.
Никакая мера или измерительный прибор не являются абсолютно точными.
Проделаем опыт.
Возьмем две чугунные гири по 1 кг, которые применяются в торговле.
Поставим их на чаши лабораторных весов.
Они покажут, что массы гирь не вполне одинаковы. Различие может достигать нескольких граммов! Причин этому несколько: неточность изготовления гирь, их износ при длительном использовании, налипание частиц пыли и другие.
Подобные причины всегда приводят к тому, что измерительные приборы и меры вносят в результат измерения некоторую неточность – погрешность.
Как вы думаете – одинаковую ли температуру показывают термометры, изображенные на рисунке?
Чтобы подсчитать цену делений шкалы, нужно:
а) выбрать на шкале два ближайших оцифрованных штриха;
б) сосчитать количество делений между ними;
в) разность значений около выбранных штрихов разделить на количество делений.

5 километров = 5 · 1000 метров = 5000 метров 200 миллиграммов = 200 · 0,001 грамма = 0,2 грамма 5 дм3 = 5 (деци · метр)3 = 5 · деци3 · метр3 = 5 · 0,13 · м3 = 0,005 м3
Для определения объёмов жидкостей и твёрдых
тел используются: мензурки, мерные стаканы, мерные колбы, пипетки, бюретки, мерные цилиндры. Мензурки бывают конические и цилиндрические
Задание на дом. Параграф ___
№___________