Конспект урока по математике на тему: Периметр квадрата и прямоугольника.



Тема: Периметр квадрата и прямоугольника.
Цель: Познакомить детей с новыми способами нахождения периметра прямоугольника и квадрата
Задачи:
-обобщить знания учащихся о нахождении периметра прямоугольника и квадрата;
-познакомить с другими способами нахождения периметра прямоугольника и квадрата;
-вывести формулы периметра квадрата и прямоугольника;
-закрепить новые умения.
Оборудование: плоские и объемные геометрические фигуры.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы использованные на уроке: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Ход урока:
этапы Речь учителя Ответы учеников
Организационный момент - Громко прозвенел звонок -
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Я попрошу вас проверить свои рабочие места, все ли на месте, порядок ли. Вспомним, как правильно сидеть. Следим за осанкой и приступим к работе. 1 Этап. Подготовка к изучению нового материала.
2 Этап. Изучение нового материала.
3 этап.Подведение итогов.-Ребята, напомните мне, пожалуйста, а какие у нас есть геометрические фигуры?
-Давайте разделимся на 6 групп. Перед каждой группой лежат геометрические фигуры. Скажите, пожалуйста, на какие группы вы можете разделить эти фигуры?
-Какая из фигур у вас будет лишняя, поднимите ее вверх. Назовите мне лишние фигуры.
-Посмотрим на фигуры, которые остались. Это какие фигуры? Назовите какие плоские фигуры у вас встретились.
-Кто обратил внимание какие плоские фигуры есть во всех группах?
(Прикрепить на доску квадрат и прямоугольник)
-Давайте рассмотрим эти фигуры. Они нам знакомы?
-Что общего у этих фигур?
-А чем они отличаются друг от друга?
-Что мы у этих фигур умеем определять?
(если не говорят про периметр спросить, что мы определим, если сложить все стороны?)
-Кто догадался какова будет тема сегодняшнего урока?
-Мы будем находить периметр другими способами, с которыми сейчас и познакомимся.
-Посмотрим на прямоугольник. Длина моего прямоугольника 5 см, а ширина 3 см. Как вы найдете периметр этого прямоугольника?
-Так что же такое периметр?
-Давайте запишем себе в тетрадь равенство Р= 5+3+5+3.
-Посмотрите, как удобно считать?
-Так как у нас длина и ширина выражена в сантиметрах, значит и периметр тоже в сантиметрах.
-Рассмотрите внимательно слагаемые, есть ли одинаковые?
-Назовите одинаковые слагаемые.
-А как вы думаете, почему у нас есть одинаковые слагаемые?
-Если есть одинаковые слагаемые, то каким действием мы можем заменить?
-5+5 каким можно выражением заменить?
-Заменим сложение умножением и запишем нахождение периметра по-другому. Р=5*2+3*2=16 (см).
-Посмотрим на нашу запись, как же по-другому можно найти периметр?
-Давайте запишем формулу. Заменим 5 и 3 на буквы а и в. Какая формула у нас получится?
-Ребята, а я периметр находила по-другому.
Посмотрите Р=(5+3)*2=16 (см).
-Кто из вас может объяснить, как я находила периметр?
-Запишем формулу, для этого заменим числовые значения на буквы. Кто мне продиктует?
-Сколькими способами можно найти периметр?
-Вы можете пользоваться любыми из этих способов, который для вас удобный.
-У каждого в группах был прямоугольник. Измерьте длину и ширину этого прямоугольника и найдите его периметр, используя любой способ, с которым сегодня познакомились.
-(проверка нахождения периметра)
-Какая фигура у нас осталась?

-Его сторона= 5 см. Как мы найдем периметр квадрата?
-Записываем в тетрадь. Как нам удобно посчитать?
-Посмотрим внимательно на нашу запись. А эту запись мы можем заменить умножением?
-Что у нас получится?
-А почему мы можем сложение заменить умножением?
-Выведем формулу. Как найдем периметр квадрата с а см?
-Давайте найдем периметр квадратов, который у вас в группах.
-Давайте проверим наши выводы с учебником. Открываем страницу 6 и смотрим на правило. Мы правы?
-Какой формулой вы бы дополнили?
-Решим задание №2 на стр6. Читаем задание про себя. Читаем в слух. Теперь самостоятельно решите задачу.
Что у вас получилось?
-Решим задачу на стр.7 №6. Читаем задание про себя.
Итог.
-Мы достигли цели сегодняшнего урока?
-Что вам больше всего понравилось?
-Что для вас было трудным?
-Прямоугольник, квадрат, шар, круг, ромб, трапеция, треугольник.
-Плоские фигуры и объемные фигуры.
-Плоские.
-Квадрат и прямоугольник.
-Да.
-Они четырехугольники , все углы прямые.
-У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны 2 противоположные стороны.
-Периметр, площадь.
-Мы будем находить периметр квадрата и прямоугольника.
- 5+3+5+3
-Сумма длин всех сторон.
-5+5+3+3=16
5 и 5, 3 и 3.
-У прямоугольника 2 противоположные стороны равны и другие 2 противоположные стороны тоже равны между собой.
-Умножением.
5*2.
-Длину взять 2 раза, ширину взять 2 раза и сложить.
-Р=а*2+в*2
-Длина+ ширина взять 2 раза
-Р=(а+ в)*2.
-3.
-Квадрат.
-Р=5+5+5+5
-Да.
-5*4=20 (см).
-У квадрата все стороны одинаковые.
-Р= а*4.
3*4=12(см)
4*4=16(см)
-Да.
-Р=(а+ в)*2