Конспект урока по математике на тему: Наименьшее двузначное число. Счетная единица «Десяток». Состав числа 10

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №4»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия




План-конспект урока по математике. УМК «Гармония». Н. Б. Истомина, 2 класс.
Тема: Наименьшее двузначное число. Счетная единица «Десяток». Состав числа 10.
.






Составила: учитель высшей квалификационной категории Лашманкина Татьяна Михайловна.

Тема: Наименьшее двузначное число. Счетная единица «Десяток». Состав числа 10.
Цели: Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.
Составлять объект из двух частей.
Выделять части предмета.
Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.
Моделировать состав числа 10.

Ход урока:
I Организация класса
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
II Актуализация знаний

Ну что же отправляемся в путь, начинается наш урок математики.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко



1.Целое и части при сложении и вычитании
Обведи на каждой схеме красным цветом отрезок, который соответствует значению данного выражения.
Поставь числа на соответствующее место.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

б) Проверка
- Кто согласен?
- Кто не согласен?
- Почему?
- Назовите компоненты при сложении?
- Какой компонент обозначает целое, а какой его части?
-Назовите компоненты при вычитании.
- Назовите целое и части, основываясь на компоненты.

III Целеполагание
Прочитайте названные темы. Обсудите в парах. Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите на страницы 37, 38, 39.
И так, проверим.
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Чем мы будем заниматься на уроке? Ваши предположения.
IV Открытие нового знания
1)№81, стр. 37
Прочитайте задание.
Посчитай снежинки и запиши каждое число, которое ты называешь.
Будем выполнять этот номер устно.
Проверь, у тебя получился такой ряд чисел?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
-Какое число лишнее?
-Как ты считаешь, как его называют? Почему?
Число 10 записывают двумя цифрами: 1 и 0, поэтому оно двузначное.
Любое двузначное число состоит из двух разрядов. Разряда десятков и разряда единиц. На первом месте справа записывают разряд единиц.
На втором месте справа разряд десятков.
Цифра 1 говорит о количестве десятков в разряде десятков. Цифра 0 о количестве единиц в разряде единиц.
2) №85, стр. 39
У вас заготовлены модели десятка и модели единиц.
Покажите модель десятка, скажите, сколько в нем отдельных единиц.
1 десяток состоит из 10 единиц.


V Состав числа 10

Работа по учебнику №82, стр. 37.
-Чем похожи рисунки?
- Чем отличаются?
Самостоятельная работа по вариантам. (2 человека у доски)
Проверка
4+6=10 3+7=10
6+4=10 7+3=10
10-4=6 10-3=10
10-6=4 10-7=3
- Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Одну? Две?
- Назовите компоненты при сложении?
- Когда не изменяется значение суммы?
- Что происходит, когда из значения суммы вычитают одно слагаемое?
- Расскажите эти же законы, основываясь на целое и части.
-Что вы можете сказать про действия сложение и вычитание?
-Они взаимосвязаны, они взаимообратны.
VI Задание на смекалку.
Работа в группах.
Найди правило, по которому заполнены «окошки» на каждом рисунке. Догадайся, как связаны числа и рисунки.
Заполни пустые «окошки».

6
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

10

2


10

5


10

4


10

3


10


VI Итог урока
-Кому урок понравился?
-Что вы запомнили?
-Чему научились?
Слово учителю. Математика – царица. Она беспредельно царствует в королевстве точных наук. Но не только там.
Вся природа говорит языком математики. Буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.
Так говорил Г. Галилей.
Да, что там весь мир построен на силе чисел. Говорил Пифагор.
И мы с ребятами вступаем в царство математики, зажигаем звезды вокруг нее, пока только бумажные. Но обещаем вам гореть, делать маленькие открытия на уроках математики, участвовать во всех конкурсах и побеждать. И обещаем вам быть всегда вместе. Так как здесь составлены числа: 11+15=26, а это как раз количество ребят в нашем классе, 11 – это число девочек, 15 – это число мальчиков. А вместе нас – 26!
И кто знает, может быть через некоторое время кто-то из учеников 1 «З» класса сделает великое математическое открытие и это открытие засияет в царстве математики, как вновь возникшая звезда.
А нам, учителям, я хочу напомнить лишь то, существует самая древняя и самая современная технология в обучении и воспитании детей. Всегда помнить о том, что каждый ученик – это яркая индивидуальность, и она горит, пусть пока некоторые индивидуальности горят очень далеко от царства математики, но горят, и нам с вами нужно всеми силами поддерживать этот огонь и не уставать гореть самим.







7 – 5



















9 – 5 5 + 4