Доклад Формирование патриотизма и гражданской позиции у учащихся



Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого  зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,  Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к Родине.  (В.А. Сухомлинский) 

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.  За последнее время в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.  В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.  Большинство воспитательных мероприятий в школе - интернате, какие бы цели они не преследовали, решают одну или несколько из следующих задач:
- формировать в сознании и в чувствах воспитанников социально значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому родного края;
- прививать воспитанникам школы – интерната чувство гордости, уважения и почитания государственных символов России и исторических святынь Отечества;
- создавать атмосферу уважения к старшему поколению, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
Через решение перечисленных задач патриотическое воспитание выступает в нашей школе в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития личности воспитанников, становления активной гражданской позиции и готовности к служению своему Отечеству.
Таким образом, я выделила 2 основных направления работы: гражданственность, патриотизм.
Гражданственность - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. Чтобы дети поняли, что в каждой стране свой уклад, работа по данному направлению начинается с изучения правил поведения в группе и в школе - интернате, которые приняты на совете воспитателей и воспитанников.
Понятие «гражданственность» тесно связано с понятием «патриотизм».
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем?
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Чтобы воспитать любовь к Родине, к народу, в первую очередь надо пробудить у ребенка любовь к деревьям, цветам, животным, тишине. Надо воспитывать любовь к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, воспитателю; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Формирование у детей патриотизма и гражданской позиции возможно и через организацию прогулок, экскурсий, специально разработанных сюжетных занятий и подвижных игр. Проводя ежедневные прогулки, наблюдения учащиеся больше познают растительный и животный мир родного края. Для этого я предлагаю ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, впоследствии эти наблюдения мы используем на занятиях во внеурочное время. Вместе с детьми мы начали делать свою “Красную книгу”. Мы вместе собираем материал о редких растениях и животных, которые мы можем встретить в своем районе. Ребята зарисовали животных и птиц, обитающих в наших краях. Совместная деятельность не только сплачивает детей, но и помогает пробудить интерес учащихся к природе родного края.
Особое место в разделе формирования исторических представлений и знаний отводится организации экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и прогулки по городу. К 8 годам дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест города. Большой интерес школьники проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту древних поселений, а также военной эпохе. В работе с детьми необходимо использовать такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны. Мы считаем, что семейная родословная – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. 
Важнейшим резервом совершенствования патриотического воспитания младших школьников является проведение различного рода соревнований и игр с использованием спортивных снарядов, малых спортивных форм. Так во внеурочное время с детьми проводится эстафета – спортивные соревнования, где ребята соревнуются друг с другом, проявляют разумную смелость, решительность, уверенность в своих силах. В любых спортивных соревнованиях ребята учатся преодолевать препятствия быстрыми и сноровистыми действиями. Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.  Подобные занятия, досуги желательно проводить с участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. 
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет младшим школьникам понять, что они – часть великого русского народа. Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы, которые проводятся мной в группе. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнали про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждали вопрос: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?”. Сделали вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города.
Для воспитания патриотизма у школьников младшего возраста в своей работе я использую все виды устного народного творчества (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей младшего школьного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.  Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания школьников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.  Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 
Воспитание патриотизма на занятиях по внеурочной деятельности имеет огромное значение. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на занятиях, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Ребята участвуют в операциях «Уют», «Хозяева класса» «Доброе дело». Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.
Следующим важным этапом воспитательной работы по формированию патриотизма и гражданской позиции воспитанников являются мероприятия, направленные на приобщение детей и их родителей к традициям народа. Вместе с учащимися нами были подготовлены и проведены мероприятия «Поклонимся Великим тем годам», «Женский день 8 марта», «Мы не забудем Вас, Учителя».
Народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Поэтому, наряду с другими формами самовыражения народа, народные праздники выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у членов общества.  Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.


























































Доклад

«Формирование патриотизма и гражданской позиции воспитанников школы – интерната на основе изучения истории и культуры родного края»











2012г.
15