Воспитание патриотизма и собственной гражданской позиции у подростков

Воспитание патриотизма и собственной гражданской позиции у подростков.

Статью подготовил:
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 10Б класса
Мысин С.А.

В рамках национального воспитания учащихся особое место занимает патриотическое воспитание и формирование собственной гражданской позиции у детей и подростков.
Одна из центральных и важнейших задач современной школы в России – воспитание каждого юноши и каждой девушки патриотами своего государства. Родина это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу и государству, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть настоящий патриотизм.
В настоящее время общественная ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между социальными процессами и явлениями.
Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодых людях граждански активных, социально значимых качеств личности.
Одним из источников обогащения учащихся знаниями родной истории своей Родины, воспитания ответственности и любви к ней, формирования гражданских понятий и воспитания чувства патриотизма является патриотическое воспитание в школе.
В свете гуманизации образования активизация школьного патриотического воспитания предполагает поворот в сторону большего изучения современной истории. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения наших земляков. Одна из главных особенностей патриотической работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследовательской деятельности. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в исследовательской работе. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе изучения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению различных новых идей и решений.
Определяя острые задачи, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим опытом. Он обращается к личности школьника, к его способности работать со своим опытом, с помощью или вопреки нему. Ученик в этой ситуации перестраивает свои прежние представления, применяет новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяет их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует у учащихся историческое сознание.
Всегда лучше запоминается то, что задевает личные чувства, что интересно самому ученику.
Патриотическая работа обогащает историю, способствует складыванию и воспитанию у детей собственной точки зрения на ту или иную историческую проблему.
Патриотизм – это неисчерпаемый источник воспитания у человека любви к Родине. Патриотическое воспитание прочно вошло в нашу школу: оно стало одним из эффективных средств совершенствования учебно-воспитательной работы. Патриотический принцип преподавания давно признан важным средством связи обучения и воспитания с жизнью, сознательного, творческого усвоения учащимися учебного материала, пробуждения их живого интереса к историческому прошлому своей Родины и своего народа. Исходя из современных задач, изучение истории в патриотическом русле может проводиться с учебно-воспитательной, познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего во взаимосвязи с другими.
Необходим комплексный подход к патриотическому воспитанию, который предполагает сочетание исторического, литературного и географического направлений, систематическое, последовательное изучение различных материалов, практическое применение собранных и накопленных материалов на уроках и во внеклассной работе, архивные данные музеев.
Работа по патриотическому воспитанию оказывает положительное влияние не только на учащихся, но и на профессиональное совершенствование самого учителя.
Во-первых, чтобы успешно руководить учащимися по воспитанию у них патриотических чувств, учитель должен сам быть патриотом своей страны, хорошо знать историю своей Родины, что предполагает его дальнейшее историческое самообразование.
Во-вторых, применение патриотического материала в учебно-воспитательной работе существенно влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков или воспитательных мероприятий и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития у учащихся.
Какова же педагогическая значимость историко-патриотической работы в школе?
Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
I. В ходе изучения используется разнообразный материал, который находит широкое применение в учебной работе. Программа истории Отечества неразрывно связана с патриотизмом и его развитием. Четко обработанный и включаемый в урок патриотический материал вызывает у учащихся повышенный интерес к изучению предмета истории, содействует активизации их познавательной деятельности.
Использую различные приемы включения патриотического материала, его стыковки с общим курсом истории Отечества.
1-й – Уроки, целиком посвященные примечательным событиям российской истории (особенно военно-патриотическим).
2-й – Второй прием включения патриотического материала – это рассмотрение отдельным вопросом в общей теме урока. Например, смотр знаний по теме «Великая Отечественная война». Проверка знаний в форме «Патриотические плакаты ВОВ», конкурсы «Знание темы», «музыка ВОВ», «Подвиг советского солдата», «Герои ВОВ» здесь можно затронуть богатый краеведческий материал, совершить экскурсию в школьный музей.
3-й прием. Вкрапления отдельных фрагментов, суждений и реплик патриотического характера в основу урока, целиком посвященного процессам и событиям общегосударственного масштаба в современной России.
II. Материал по патриотическому воспитанию школьников с успехом используется в воспитательной внеурочной работе:
а) школьные исторические вечера способствуют более прочному усвоению учебного материала. Помогают вырабатывать навыки самостоятельной работы с научно-популярной, художественной и периодической литературой. Подготовка к таким вечерам обогащает учащихся знаниями о родной истории.
б) Викторины и конкурсы, целью которых является углубленное изучение российской истории, помогают школьникам более детально изучать историю. Все это непроизвольно вызывает гордость за свой народ и свою страну, способствует пробуждению патриотических чувств.
III. Важным фактором в воспитательной работе является использование наглядного материала по патриотическому воспитанию. С его использованием дети лучше воспринимают изучаемый материал, проявляют больший интерес к истории своей страны.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15