Конспект урока Тема: «Согласные звуки» «Начальная школа XXI века» (2 класс).


Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»
Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка для 2 класса по программе «Начальная школа XXI века», тема «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие». Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, обучающих детей по данной программе. Это конспект обучающего характера, направленный на усвоение знаний о согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Тема: «Согласные звуки»
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих.
Задачи: предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи)в соответствии с ситуацией конкретного общения
Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
б) познавательных: строить сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;
в) коммуникативных: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
Оборудование: учебник «Русский язык» Иванова; записи на доске для каллиграфической минутки; карточки для составления звуковых моделей - слов.
Ход урока
Этап урока Время
(мин) Содержание работы на уроке Примечание
1. Организационный момент 1-2 1.Проверка готовности к уроку.
2.Повторение правил посадки и подготовка руки к письму:
а) упражнение для кистей рук
б) упражнения для пальцев рук Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение на парте.
Вращательное движение кулачками под счет учителя,
Массаж пальчиков (для укрепления мелкой мускулатуры пальцев рук)
2. Каллиграфическая минутка 2-3 1.Определение темы минутки чистописания.
-Ребята, прочитайте написанные в квадрате слова:
к а р п
р е к а
м а я к
к о н ь
-Сравните их между собой. Какая буква встречается больше других? Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания и объясните, почему.(В каждом слове данного квадрата есть буква «к». Значит, сегодня мы будем писать букву «к»).
2. Выполнение учебных действий.
-Рассмотрите образец для работы в тетради и сформулируйте цель вашей деятельности в соответствии с первым правилом красивого письма. ( Наша цель – писать все буквы (графические элементы) одинаковой высоты.).
left000left000
3.Контроль и оценка.
-Ребята, подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют правилу красивого письма, и оцените работу По технологии Бакулиной
3. Словарно-орфографическая работа 3-4 1.Знакомство с новыми словарными словами: июль.
Выполнение задания логического характера и самостоятельное определение слова, с которым предстоит познакомиться.
Ребята, слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву: ИБЮРЛЖЬ
2. Работа над лексическим значением слова.
- Что такое июль? (Ию́ль -седьмой месяц календарного года; второй месяц лета)
- Какой это месяц по счету? (седьмой)
- А какая погода в июле?
Этимологическая справка:
Ию́ль (лат. Julius — «месяц Юлия (Цезаря)», буквально — «кудрявый») — седьмой месяц года в юлианском и григорианском календарях, пятый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Первоначально месяц назывался Quintilis (лат. quintus — «пять»). Впоследствии, был переименован в 45 г. до н. э. по предложению Октавиана Августа в честь своего предшественника — римского императора Юлия Цезаря, который в этот месяц родился.
Исторические европейские названия июля включают его старофранцузское обозначение Juignet («маленький июнь») и древнегерманское название, Heumonat («месяц сена»), так как на июль падает конец сенокоса.В древнерусском календаре (до утверждения христианства) месяц назывался червен (собирали червеца), также липец (зацветала липа) в народных месяцесловах также — страдник, сенозарник, грозник, сладкоежка. Народное прозвание — макушка лета, дословно соответствует кельтскому gorphenhaf.
Название июля (в церковных книгах иулий) перешло на Русь из Византии
3. Нахождение слова в орфографическом словаре и его выписывание в тетрадь.
- Найдите слово в словаре.
- Запишите его в специально отведенную тетрадь.
- Поставьте ударение
- Подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
4. Введение слова в активный словарь учащихся.
-Дети, назовите поговорки со словом июль. По технологии Бакулиной
4. Актуализация опорных знаний 3-4 1.-Ребята, давайте вспомним, какие звуки речи вы знаете? (Гласные и согласные)
- А чем отличаются гласные от согласных? (Гласные звуки можно петь, а согласные нет)
- Чем отличается проход воздушной струи через ротовую полость у гласных и согласных звуках?(При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие, а гласные произносятся легко )
2.Работа с отрывками из стихотворения И. Токмаковой.
Песенка про лето
До конца пропета.
Только песню спели
Яблоки поспели.
-Прочитайте стихотворение, а затем запишите его.
-Найдите в стихотворении слово, в котором 5 звуков и все согласные звуки твердые (конца).
3.Звукобуквенный разбор слова «конца»:
-Определение количества слогов (2 слога)
-Какой ударный слог?(второй) Какой безударный? (первый)
-Последовательно охарактеризовать каждый звук:
[к]- согласный, твердый, глухой
[а]- гласный, безударный
[н]- согласный, твердый, звонкий
[ц]- согласный, твердый, звонкий
[а]- гласный ударный
5звуков и 5 букв
4.Формирование темы урока и постановка целей деятельности на уроке.
-Откройте учебник на стр.21 и определите тему и сформулируйте цель.(Тема:
согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; цель: научиться различать согласные твердые, мягкие и звонкие и глухие) Фронтальная работа
Групповая работа в четверках
5. Работа над новым материалом 10-15 1.На стр.21 прочитайте информацию и запишите слова к себе в тетрадь.
-Какими звуками различаются данные слова?
- Одинаково ли вы записали эти слова? Почему?
- Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких- зеленым.
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и).
2.Работа с учебником.
Упражнение №1:
-Прочитайте задание к упражнению.
-Что нужно выполнить?
- Ниже упражнения прочитайте памятку на стр.22. Что вы из нее узнали?
- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).
- Прочитайте само упражнение.
-Какими звуками различаются эти слова?
- Какой буквой обозначается мягкость согласных звуков? (ь знаком)
- Запишите эти слова и подчеркните буквы мягких согласных и ь
3.Выполнение упражнения №2:
- Прочитайте скороговорку:
«Летели лебеди с лебедятами»
- Какой твердый согласный звук в скороговорке?
- Выпишите слово с твердым согласным звуком и подчеркните букву, которой обозначается этот звук.(лебедятами- [т]-твердый согласный звук ).
4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.
- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. (“Маша и медведь”)
(А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенек.
Съесть бы пирожок…)
- Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Покажите его звуковую карточку. Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)
- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).
- Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий)
- Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).
- Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)
- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)
5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери предметы”.
- Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).
- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.
- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)
- Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы поднимаете карточку - девочки или мальчики.
- Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).
- Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите ((малина, мороженое, молоток, морковь).
Вывод:
- Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).
- Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).
-А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])
- Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и) Фронтальная работа
Запись с комментированием ученика
Читает сильный ученик
6. Физкультминутка 1 Ритмическая (двигательная) под слова речовки «Хомка, хомка, хомячок» Повторяют движение за учителем
7. Продолжение работы по теме урока 3-4 1.Прочитайте информацию на стр.24
- Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими).
- Как образуются звонкие согласные? (при участии голоса).А как образуются глухие? глухие? (без участия голова).
2.Прочитайте на этой же странице слова для справок. И выполните упражнение №5.
- Какими звуками различаются данные слова?
- Назовите предметы, выбрав ответы из слов для справок.
- Запишите их к себе в тетрадь.
Вывод:
- Какими же бывают согласные звуки? (твердыми- мягкими, звонкими- глухими).
- А в чем разница между звонкими согласными и глухими? (звонкие образуются с участием голова, а глухие без участия).
- А какая разница между твердыми и мягкими согласными? (Одни мы произносим мягко, другие- твердо).
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (ь знаком или гласными буквами: е, е, ю, я, и). 8. Творческая работа 2-5 1.Сопоставительная характеристика гласных и согласных звуков (самостоятельный рассказ учеников). В случае затруднения вопросы учителя помогают построить рассказ:
-Как образуются гласные и согласные звуки? (с помощью органов речи и голосовых связок)
-При образовании каких из них возникает преграда?(при образовании согласных)
-Какие звуки образуют слог?(гласные)
2.Выполение упражнения:
Чем различаются первые согласные звуки в словах :мама — мята ( [м] и [м’] мягкий/твердый); почка — бочка ( [п] и [б] –глухой/звонкий), кит- кот ( [к’] и [к]-мягкий/твердый ) Фронтальная работа
9. Домашнее задание 1-3 - К следующему уроку, выучите правила на стр.21, 22,24. Записывают задание на дом
10. Рефлексия 2-4 Продолжите фразы:
-Сегодня я узнал(а)…
-Я научился (ась)…
-Мне было интересно… Фразы для рефлексии записаны на доске