Урок обучения грамоте в 1 «в классе (Система учебников «Начальная школа XXI века»)

Урок обучения грамоте в 1 «в классе
(Система учебников «Начальная школа XXI века»)

Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя; составление окончания истории; чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера «Секретный язык».
Регулятивные УУД: дифференцирование букв , обозначающих близкие по акустико –артикуляционным признакам согласные звуки, имеющих оптическое и кинетическое сходство (г-к), чтение предложений и небольших текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, пересказ содержания текста с опорой на вопросы учителя, классифицирование слов по количеству слогов и месту ударения.
Коммуникативные УУД : формирование приёмов мыслительной деятельности.
Личностные УУД : формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения к одноклассникам.
Методические приёмы : метод динамических поз, методика зрительно – координационных упражнений; методика сенсорно – координационных упражнений « четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.
Материально- техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, модели слов, наглядные пособия по теме урока..
Каждому обучающемуся:
1. Журова Л. Е., Евдокимова М. И. Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2.Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь. Я учусь писать и читать.1 класс. Рабочая тетрадь для образовательных учреждений, 3-у изд., испр.и доп.- М.: Вентана-Граф, 2011., карточки, буквы, лучи для рефлексии.
Парная работа : карточки.
.


Ход урока
1.Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе уж так не сияло, как летом,
Но моя улыбалась душа.
- Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И я знаю, что у вас всё получится.
II. Вступительное слово учителя.
1. По дороге в школу я встретила гномика. Он передал письмо, в котором говорится о том, что его друзья попали в беду. Чтобы их освободить, надо собрать все светильники и отнести их злому колдуну. За это он освободит друзей гномика. И так в путь.
2. Первое задание :чтение чистоговорок (условное обозначение – книга).
Прочитайте быстро:
га/гу га/ага ка/ку/ка кага
гу/га гу/угу га/гу/га гака
кага-гага акакпа кугу
первый ручеёк- дети встают за конторки
III. Изучение нового материала.
3. Работа с учебником. Постановка цели. (Рассматривание изображения Г ? К в учебнике и определение такого рисунка на доске.)
- Дети, сравните, пожалуйста , эти изображения. Что вы увидели? ( Они одинаковые)
- Подумайте, а почему я обратила внимание именно на этот рисунок в учебнике?
-Произнесите эти звуки и найдите картинки на сенсорном кресте, в названии, которых встречаются эти звуки.
- О каких звуках пойдет речь на уроке? Что вы о них знаете? (Парные согласные)

Второе задание : работа со зрительными метками(условное обозначение – сова- сообрази). Буквы, записанные на доске (Это парные согласные.)
(Сопоставление звуков [к] и [г] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики в модели слова.) Детям предлагается провести звуковой анализ, обозначить цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки(горка-корка).
– Объясните, почему над буквой Г, г стоит колокольчик? Закройте уши и тихо произнесите звуки [к] и [г]. (Ручеёк потёк – дети садятся за парты).
Вывод: когда произносим звук [г], в ушах звенит колокольчик (звук звонкий), а когда произносим звук [к] – звучания нет (звук глухой).
Физминутка для глаз . (10-12 упражнений по каждой траектории), изменяя темп выполнения.

(Второй ручеёк).
Третье задание : провести звуковой анализ, поставь все известные тебе буквы.

а



– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются вторым звуком.)
Четвертое задание: работа со зрительными метками. Работа в парах.
1 ряд– Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «колос»)
– Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («голос»)
2 ряд – Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «икра»)
– Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («игра».)
(Ручеёк потёк).
3 ряд - аналогичная работа со словами «кол», «гол».
Пятое задание: 1) работа со зрительными метками(условный знак -деление слов на группы ). Коллективная словарная работа: лексическое значение слов «маг», « гам» – для нечитающих детей.
Маг- человек, который владеет тайнами магии.
Гул- сливающийся шум.
– Прочитайте слова, назовите звуки, стоящие в начале слова. Определите задание. (Разделить слова на группы: слова со звонким согласным [г], слова с глухим [к] ) Для читающих детей – чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык.»
Физминутка «Дружба».
Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились.
– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
(Третий ручеёк).
Шестое задание.
Для нечитающих детей. Карточка. Деление слов на слоги. Работа со схемами (звуко- буквенный анализ слов.)
Для читающих детей – беседа по тексту рассказа Г.Остера «Секретный язык».
- Что вы поняли из прочитанного? (Настоящие друзья понимают друг друга без слов.)
Седьмое задание :работа в тетради (стрелочками соединить рисунок в названии которого имеется звук [г ]или [к].)
Для читающих детей- придумай окончание предложения.
Восьмое задание: Сопоставление первых звуков [к] и [г] в словах по твёрдости и мягкости, звонкости – глухости.
- Рассмотреть рисунки, на которых изображены дети: девочек зовут Кира и Галя, а мальчиков – Коля и Гена.
- Что надо сделать, когда смотрим на рисунки? (сравнить первые звуки в словах Кира, Коля)
(Ручеёк потёк).
Вывод: В слове Кира первый звук мягкий согласный звонкий.
А в слове Коля первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки [к] или [к']-это парные по твёрдости и мягкости.
Аналогично выполняем работу со славами –Гена, Галя.
Вывод:
В слове Гена первый звук мягкий согласный звонкий,
А в слове Галя первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки [г] или [г']-это парные по твёрдости и мягкости.
Сравнение первых звуков по звонкости- глухости. Сравнивают звуки в словах Коля, Галя Х первые звуки в этих словах твердые, а в слове Кира, Гена – первые звуки – мягкие.
Вывод: Первые звуки [г] или [к]- или [г']-[к'] – это парные по звонкости – глухости звуки.
IV. Итог урока.
– С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке. С каким рассказом мы познакомились? Какой вывод для себя сделали?
Вы, молодцы! Ведь сегодня вы не бросили друга в беде, а помогли ему освободить его друзей.
1 ученик
Другу всегда помогу я в беде С другом я буду всегда и везде. Друга не брошу и не придам Даже игрушку свою ему дам.
2 ученик
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.

v.Рефлексия. (Под музыку о дружбе.)
Учащиеся представляют себя лучиками солнца. Размешают лучики на солнце согласно своему настроению на доске. (Прекрасное настроение – жёлтый, плохое-красный).