Конспект по речевому развитию в разновозрастной группе.

Конспект НОД по речевому развитию в разновозрастной группе детского сада « Колобок» на тему: « Проделки Зимушки – зимы».
Приготовила и провела воспитатель: Ерофеева Надежда Витальевна
Место работы: ГБОУ СОШ с.Кошки Залесьевский филиал д/с « Колобок».
Цели:
- Активизация и расширение словаря по темам « Дикие животные наших лесов». Закрепление названий жилищ и семей.
- Уточнение и расширение запаса конкретных представлений о свойствах снега. Подбор однородных определений и глаголов.
- Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха слухоречевой памяти.
- Обучение пересказу содержания знакомой сказки « Проказы Зимушки – зимы» в логической последовательности с опорой на зрительные символы и использованием распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений и авторской речи.
- Развитие диалогической речи: умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
- Воспитание бережного отношения к птицам и животным.
Подготовка:
1.Помещение группы красиво оформлено с использованием декораций.
- панно настенное, ширма, ёлки, солнышко.
2. Раздаточный материал:
- дидактические игры « Следопыт», « Жилища зверей; серия сюжетных картинок – символов « Проказы Старухи Зимы»; конверты со словами для составления кроссворда.
3. Демонстрационный материал:
- наборное полотно.
4. Изготовление костюма:
- Зима.
5. Гости Зайчик и Мишка.
Логика образовательной деятельности:
Организационный момент
- Сегодня, ребята, мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли Зайчик и Мишка. Подумайте и скажите. Что делает медведь зимой?
- Ответы детей.
- Медведь зимой спит, правильно.
- А зайцы зимой спят?
- Ответы детей.
- Нет, зайцы зимой не спят.
- Мишка спит всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес и вот он попросил зайчика рассказать ему об этом. Но зайчик ещё не научился хорошо рассказывать, и Мишка ничего не понял, о чём рассказывал зайчик, Давайте поможем зайчику вспомнить, а Мишке узнать, что происходит зимой в природе. Как узнать про зиму: какая она?
- Снежная, морозная, холодная.
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Декабрь, январь, февраль.
- По каким признакам мы определяем, что наступила зима?
- Птицы улетели в тёплые края, деревья стоят голые. Стало холодно и выпал снег.
- А какой, ребята, бывает снег? Посмотрите, у меняв тарелке что-то белое.
- Что это? Правильно, снег. ( дети могут потрогать). Какой он?
- Белый, пушистый, холодный, мягкий, чистый, кристаллический, мокрый, рассыпчатый, искристый, серебристый.
( Если дети затрудняются назвать другие определения, то воспитатель помогает наводящими вопросами).
- А что может делать снег?
- Идти, ложится, кружится, скрипеть, лепится, искрится.
Вот когда выпадает снег, то, что можно увидеть на снегу, когда по нему пробежит зверь? Что остаётся?
- Следы.
-Вот здесь у нас силуэты животных. Назовите их. У каждого животного свои следы. Надо соотнести следы с животными. Давайте хором скажем.
-ДЫ - ДЫ -ДЫ- на тропинке, чьи следы? ( ребёнок называет чей след – от животного к его следу ).
- СА- СА- СА - бежит рыжая лиса ( ребёнок показывает чей след ).
-ВО- ВО - ВО- волк зубами щёлк ( ребёнок показывает чей след).
-ОЙ- ОЙ- ОЙ - зайке холодно зимой ( ребёнок показывает чей след).
-Молодцы, вы все правильно назвали, чьи это следы. А, следы, каких животных ещё можно увидеть на снегу? Назовите их.
- Ответы детей ( лосиные следы, беличьи, следы кабана).
А, следы, каких животных нельзя увидеть зимой?
- Ответы детей (следы медведя, ежа ).
-Почему?
- Ответы детей.
( Дети средней подгруппы уходят).
- Ой, кто-то к нам стучится ( открывает дверь и входит Зима).
- Ребята, кто это угадайте?
-Седая хозяйка
Тряхнёт перинки-
Над миром снежинки.
- Правильно. Зима.
Зима:- Я к вам не просто пришла, а кроссворд принесла. Отгадайте мои загадки, и узнаете, какое главное слово спрятано в кроссворде.
Ведь Мишка наш проспал всю зиму и ничего не видел, а что он хочет увидеть, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Итак, будьте внимательны!
Хвост пушистый, мех серебристый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
2. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный. ( волк)
3. Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это.( белка)
4. Под пятачком торчат клыки
Страшнее нет клыков,
И смогут только смельчаки
Сказать, кто он таков? ( кабан)
5. Что это за мордочка
Плавает как лодочка?
Это вертит головой
Зверюшка в шубе меховой. ( выдра)
6. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка
Острые зубки. ( мышка)
7. Что за важная персона
Занимает весь этаж
Шуба модного фасона
Под землёй большой этаж
Но, наверное, машину
Обменял он на перину. ( барсук)
8. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. ( лось)

л
и
с
а

в
о
л
к

б
е
л
к
а

к
а
б
а
н

в
ы
д
р
а

м
ы
ш
к
а

б
а
р
с
у
к

л
о
с
ь


- Отгадки мы писали по горизонтали, а главное слово у нас написано по
вертикали, (дети читают, какое получилось слово)
- Солнышко.
- Зима: - Солнышко лучистое, греет всё сильнее
И мои владения всё слабее.
- До свидания, ребята.
( Из- за ширмы появляется солнышко).
- Давайте, ребята, солнышко разделим на части.
- Сколько частей в этом слове? ( 3) Сколько звуков? ( 8) Сколько букв? ( 8)
- Молодцы, вы справились с заданием, и наш Мишка увидел долгожданное солнышко.
Физминутка.
- Зайка беленький сидит, он ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп- хлоп- хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок, скок, скок, надо зайке поскакать.
- Давайте, ребята, покажем мишке, кто, где живёт.
- Посмотрите сюда и скажите, жилище, каких животных вы видите?
Дети рассматривают жилище животных и отвечают.
( Дупло- белка с бельчатами, нора- лиса с лисятами, логово- волк с волчатами).
- Правильно.
- Сегодня ещё мы с вами вспомним сказку, которую читали вчера. Назовите её.
- Ответы детей. ( « Проказы старухи Зимы»)
- Вспомнили, а теперь мы её с вами будем пересказывать. А помогут нам в этом помощники- картинки ( на наборном полотне расположены опорные картинки- символы).
- Ребята, картинки зайчик перепутал и не правильно их расположил. Давайте мы их правильно расставим. ( расстановка картинок)
- Пересказ сказки детьми. ( 2-3 ребёнка)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Правильно назвали следы животных, чётко произносили чистоговорки, быстро сумели назвать жилище животных, отгадали все загадки в кроссворде. Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку, и Мишка посмотрите, какой довольный, ему тоже понравилось, как вы сегодня работали. Теперь он будет знать, кто, где живёт и чьи следы можно увидеть зимой.
( Отметить тех детей, кто хорошо работал.)
- Занятие закончено.