: «Математика в Стране сказок. Таблица умножения однозначных чисел»

Использованием интерактивных пособий и электронного журнала
при изучении таблицы умножения однозначных чисел на уроке математики во 2-ом классе.

Учитель начальных классов Снетилова Елена Валерьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ангарска
средняя общеобразовательная школа №37

Электронный адрес:

Предмет: математика

Класс: 2

Раздел программы: «Арифметические действия. Умножение однозначных чисел»

Тема урока: «Математика в Стране сказок. Таблица умножения однозначных чисел»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска или проектор с экраном.
Индивидуальные карты обучающихся № 1(для выбора целей урока и рефлексии) , № 2 (для выполнения работы в паре, № 3(с заданиями для обучающихся)
Конверт с изображением сказочного сундучка, в котором лежат картинки самоцветных камней с буквами «У» «М» «Н» «И» «Ц» «А»
Дополнительный компьютер или ноутбук (для проверки знаний таблицы умножения) с установленным электронным журналом.

Список литературы:
Программа по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа»
Чекин А.Л. Математика. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига/Учебник, 2010.
А.А. Архангельский. Программирование в basic. – М.: Бимон. 2003.
Т.В. Ушакова «Учимся считать быстро. 1-2 класс» - СПб.:Издательский дом «ЛИТЕРА», 2007
Список Интернет-ресурсов:
Уроки программирования Visual Basic [Электронный ресурс] Официальный сайт «Сайт о Visual Basic 6.0» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция сказочных фонов [Электронный ресурс] Сказочные фоны для оформления пособия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Галерея графики «LENAGOLD» Коллекция клипарт (сказочные персонажи) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Методическая разработка урока с использованием ИКТ

В ходе урока планируется сформировать УУД:

Предметные : учиться: - выполнять умножение на однозначное число, решать простые задачи действием умножения, сравнивать числовые выражения
Метапредметные:
Личностные:
-проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата;
- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-ставить учебные задачи;
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний;
-строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи;
Коммуникативные:
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров;
- участвовать в диалоге, в беседе, выполнять нормы речевого поведения, культуры речи;
- строить свои высказывания и слушать другого;





ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

I Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Ребята, вы любите сказки? А сказочные приключения?
Сегодня я приглашаю вас совершить необычное путешествие в Страну сказок. Мы побываем в Волшебном лесу и встретимся с эльфами, в пещере Дракона, в гостях самого настоящего Гнома – хранителя сокровищ. На пути нас могут ожидать трудности.

-Что помогает преодолевать трудности на пути? (Дружба, взаимопомощь, поддержка товарищей)*

-Верно!

-Преодолевая препятствия, каждый из вас будет собирать самоцветные камни в свою сокровищницу. На каждом камне выгравирована буква. Сумеете собрать все камни, прочтёте волшебное слово в конце урока.








Отвечают на вопросы учителя

Проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу

Положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения

Стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия

II Определение темы урока, постановка целей, актуализация знаний.
Цель этапа: определить тему урока, выявить затруднения по теме, повторение изученного материала, поставить перед собой цели урока.
Испытание первое «Расшифровываем слово»
-У вас на парте лежит карта № 2. Работая в паре со своим соседом, попробуйте расшифровать слово.
2 х 4 =

ж

5 х 7 =

о

4 х 8 =

и

6 х 4 =

м

3 х 7 =

д

4 х 5 =

е

9 х 2 =

н

6 х 7 =

у









42
24
18
35
8
20
18
32
20















- Какое слово у вас получилось? (Умножение)
- Оцените свою работу и возьмите из «сказочного сундучка» первый самоцветный камень
- Как вы думаете, почему наши приключения начинаются именно с этого слова? (Мы изучаем тему «Умножение»)
- Все ли случаи умножения однозначных чисел мы изучили? (Все)

- Тогда почему на этом уроке мы вновь встречаемся с умножением? (Полученные ранее знания нужно повторить и закрепить)
-Вы правы!
Какие цели перед собой вы поставите на этом уроке?

- В своих индивидуальных картах № 1 закрасьте нужный смайлик и оцените свои знания по теме «Умножение»
Выберите цели, которые вы ставите для себя на этом уроке, отмечая их галочкой.

-Кто из вас желает проверить свои знания?
В ходе урока я буду приглашать вас дополнительному компьютеру. Выполняя задание, вы проверите свои знания таблицы умножения.

В течение всего урока учитель может приглашать для проверки знаний таблицы умножения обучающихся к дополнительному компьютеру или ноутбуку, на котором заранее установлен электронный журнал с заданиями для проверки таблицы умножения. Результаты проверки учитель сможет посмотреть после урока в журнале (см. инструкцию о работе с журналом). Дети узнают свои результаты сразу, нажимая кнопку «Проверка».За урок можно спросить от 4 до 10 человек.






Работают в паре друг с другом. Находят значения произведений и расшифровывают слово
«Умножение»















Определяют тему урока.

Ставят для себя цели урока:
1. Повторить таблицу умножения.
2. Закрепить знания таблицы умножения.
3. Проверить свои знания.


Оценивают свои знания по теме «Умножение» и закрашивают в карте № 1 соответствующий знак

Я знаю всё по этой теме


Я ещё затрудняюсь


Я не знаю








Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Аргументирование своей позиции и координирование её с позициями партнёра

Участие в диалоге, в беседе, выполнение норм речевого поведения, культуры речи










Постановка учебных задач


Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно



Ориентирование в своей системе знаний

III Работа над темой урока
Цель этапа: закрепить знания таблицы умножения, выявить пробелы, провести коррекцию.
-Перед нами развилка трёх дорог. Давайте решим куда пойдём. (Дети выбирают путь. Очерёдность этапов зависит от того, какое направление выберут дети).


«В гостях у эльфов»
-Весёлые эльфы предлагают нам сравнить выражения. Эти выражения записаны в ваших картах № 3.
В «окошечки» вставьте нужный знак сравнения. Когда вы выполните это задание, мы проверим его на нашей доске, и вы сможете проверить себя.
Если знак сравнения поставлен верно, появляется слово «Молодец!» и путь к следующему неравенству, если знак поставлен неверно, появляется слово
«Подумай!»





В завершении появляется надпись
«Испытание пройдено!»
- Ребята, за верно выполненное задание, возьмите самоцветный камень из сказочного сундучка.

«Подземелье Дракона»
- Этот Дракончик совсем не кровожадный. Он очень любит фрукты и овощи, но никак не может решить задачу. Поэтому просит нас помочь ему.


- Вы готовы помочь Дракончику?
Прочитайте внимательно задачу и обсудите с соседом по парте условие и требование этой задачи. Условие задачи подчеркните синим карандашом, а требование – красным.


Я прошу пару ребят зачитать условие задачи и требование, которые они подчеркнули.

- Вы согласны с ответом ребят?

- У меня на доске изображены возможные схемы к этой задаче. Подумайте какая из предложенных схем является верной и обоснуйте свой выбор.

1.



?
2.




?

-А сейчас своих индивидуальных картах № 2 составьте решение задачи. Мы проверим это решение на нашей доске.

- У кого решение задачи такое же, как у нас на доске?
Молодцы! Возьмите самоцветный камень в свою копилочку.









Самостоятельная работа обучающихся с последующей самопроверкой.





















Работа обучающихся над решением задачи







Читают задачу, обсуждают в паре задание. Выделяют условие и требование в задаче.






Учащиеся доказывают свой выбор




Выбирают нужную схему к задаче и обосновывают свой выбор







Один ученик заполняет решение задачи на основном компьютере (изображение демонстрируется на доске)

Обучающиеся сверяют решение задачи.


Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений





Ориентирование на самоанализ и самоконтроль результата


























Построение логических рассуждений



Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Установление причинно - следственных связей, подведение под понятие, доказательство своего мнения



Физкультминутка
Я лечу, лечу, лечу.
Облететь весь мир хочу.
Посмотреть на небеса и как плещется река.
Как прыгают мартышк, как ловят рыбку мишки.
Хорошо всё разглядели?
За парты тихо сел.

Дети выполняют движения руками, прыжки и приседания согласно описанию действий в физминутке.


«В пещере у Гнома»
- Ребята, смотрите, нас встречает весёлый Гномик – хранитель сокровищ. Но дверь в сокровищницу закодирована, а код замка наш Гном забыл. Давайте поможем ему открыть дверь в сокровищницу.

- В ваших картах № 2 этот код записан. Заполните таблицу и обменяйтесь со своим соседом по парте. Проверьте друг у друга
правильность заполнения таблицы.

- Вы расшифровали код, а теперь нам нужно открыть дверь. Введём код в наши поля на доске.

- Оцените качество своей работы и возьмите самоцветный камень из сундучка.
Самостоятельная работа обучающихся с последующей взаимопроверкой




Дети самостоятельно заполняют таблицу в карте № 2, затем
обмениваются работами и проверяют друг друга

Дети поочерёдно выходтя к доске и заполняют ответы. Завершающий ученик нажимает кнопку «Открыть дверь»
В ходе проверки ребята сразу корректируют и исправляют ошибки, допущенные одноклассниками.



Ориентирование на самоанализ и самоконтроль результата

Аргументирование своей позиции и координирование её с позициями партнёра






Рефлексия
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Наше путешествие подходит к концу. Пора подвести итоги. Понравилось ли вам наше путешествие в Страну сказок?


Сумели вы выполнить те цели, которые поставили для себя в начале урока. Отметьте их на карте № 1



Отметьте свои знания по теме «Умножение», закрасив нужный значок.



- Кто сумел выполнить цели на уроке, возьмите самоцветный камень из сундучка.

- Добавьте камень в свою копилочку те, кто очень активно работал на уроке.
А теперь составьте из полученных самоцветных камней слово.


- У кого не получилось составить слово?
Что не получилось у вас на уроке? Кому не хватило знаний таблицы умножения?

Какую цель вам нужно поставить перед собой? (Учить таблицу умножения и тренироваться в решении задач и примеров)
Отмечают в карте № 1 цели урока, которые удалось реализовать:
1. Я повторил таблицу умножения.
2. Я закрепил знания по теме «Умножение».
3. Я проверил свои знания.

Оценивают свои знания по теме «Умножение» и закрашивают в карте № 1 соответствующий знак

Я знаю всё по этой теме

Я ещё затрудняюсь


Я не знаю




Составляют из собранных самоцветных камней слово
(УМНИЦА)





Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Ориентирование в своей системе знаний













Самооценка, адекватное понимания причин успеха или неуспеха

Домашнее задание
Цель этапа: закрепить знания полученные на уроке. Самостоятельно тренровать умения безошибочно заполнять табличные случаи умножения однозначных чисел

-Наши сказочные герои очень хотят помочь ребятам, у которых ещё есть трудности. Поэтому они предлагают вам свои сказочные тренажёры с таблицей умножения. А те ребята, кто считает, что хорошо знает таблицу умножения, смогут ещё раз проверить себя.
А ребятам, которые без ошибок справились с таблицей умножения я предлагаю составить для одноклассников числовой кроссворд по таблице умножения.








Обучающиеся копируют тренажёры на флешку или скачивают их в блоге класса



Проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу



Об использовании интерактивного пособия и электронного журнала на уроке.

«Математика в Стране Сказок»
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Учиться вдвойне интереснее, если есть желание узнать, понять, выучить.
Игровая деятельность - наиболее эффективное средство формирования познавательной активности у ребёнка на уроке. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Почему целесообразно использовать ИКТ на уроках в начальной школе?
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе помогают вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на определенный уровень для их успешного обучения в средней школе Создают в начальной школе методические условия для овладения элементарной информационной культурой;
Формируют информационную среду начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам;
Воспитывают у детей культуру творческого общения, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, Вносят в обучение высокий уровень мотивации к познанию.
С появлением в школе компьютера и интерактивной доски, увеличивается возможность активнее использовать на уроках интересные игровые задания.
Нестандартные уроки всегда нравились мне. Активность учеников на таких уроках возрастает в несколько раз. Уроки проходят интересно, ярко и всегда запоминаются ребятам. Конечно, такой урок требует огромной подготовки учителя, но результат этого стоит.
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку-путешествию «Математика в Стране сказок. Таблица умножения однозначных чисел» во 2 классе.
Данная подборка материалов содержит:
Интерактивные задания для урока «Математика в Стране сказок»
Тренажёр «Учим таблицу умножения»
Электронный журнал для проверки знаний таблицы умножения.
При использовании интерактивных заданий и журнала успешно решаются следующие дидактические задачи:
поддержка различных активных форм занятий;
тренаж навыков и умений различного характера;
контроль и оценка знаний учащихся

Интерактивные задания для урока


Мы попадаем на волшебную поляну. Ребятам необходимо выбрать направление, по которому предстоит пройти.






В гостях у эльфов.

Данное задание предполагает сравнить значения выражений. Если знак поставлен верно, появляется возможность сравнить новые выражения. Всего задание включает в себя 4 мини-задания.






Подземелье Дракона.
Это задание предполагает решение задачи на умножение. Учащиеся должны записать решение задачи в специальном месте.

Знак умножения записывается в виде звёздочки (*)










В пещере у гнома.
Это задание предполагает заполнение таблицы умножение. Учащиеся должны записать ответы в специальные окошечки.











Все задания для урока могут использоваться как дополнительные задания для работы в школе и дома.
Проверяем таблицу умножения. Электронный журнал.

Дополнительным приложением к этому уроку, а так же к другим урокам по теме «Умножение однозначных чисел» является электронный журнал.
Это приложение используется для проверки знаний учащимися таблицы умножения. Приложение состоит из двух заданий и журнала.
Журнал обеспечивает возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя и самоконтроль со стороны ученика. Организация контроля знаний не требует затрат дополнительного времени. Проверку знаний учащихся можно организовать во время урока. Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных действий.
Выполняя проверочное задание, ученик сразу узнаёт о результате выполненной работы и о количестве допущенных ошибок. Отметка автоматически вносится в журнал. Если ученик желает исправить отметку, ему необходимо заново выполнить задание, тогда в журнале зафиксируется новый результат. Педагог может просмотреть результаты учащихся после урока.

Работа с журналом начинается с заполнения списка учащихся педагогом
Нажимаем кнопку «Активизация»
Вводим пароль - «1» В окне появятся новые кнопки.








Заполняем список учащихся.
Выбираем кнопки «Сохранить» и «Завершить сеанс учителя»
Журнал готов к работе.
Для очистки всех полей выбирается кнопка «Очистить»,
подтверждается удаление записей.







Начиная работу, учащиеся выбирают свой номер, который называет ему учитель. (Номер должен соответствовать номеру ученика в электронном журнале!)

На строке «Работу выполняет» появляется фамилия и имя ученика.
Ученик заполняет ответы. Нажимает «Проверка». В окошечке «ошибки» появляется количество ошибок, допущенных учеником. В окошечке «Отметка» появляется оценка за выполненную работу.







После того, как ученик закончит выполнять задание и узнает свой результат, он очищает поле, нажав кнопку «Сначала» и выходит из программы.
Все отметки отражаются в журнале. Учитель может посмотреть результаты после урока. В журнале предлагается 2 варианта заданий.




Исправить оценку в журнале можно только повторно выполнив задание.









Учим таблицу умножения. Тренажёр.

Данное приложение можно использовать для индивидуальной работы на других уроках математики в качестве пособия для устного счёта и дома в качестве тренажёра для отработки знаний по теме «Умножение».









Установка приложений.
Комплект легко устанавливается на компьютер и не нуждается в высоких технических требованиях к операционной системе.

Приложения могут работать на любом компьютере.
Чтобы все приложения работали без помех, необходимо всю папку скопировать на компьютер.
! Нельзя нарушать целостность папки «Журнал», может произойти нарушение работы программы.
Остальные приложения могут работать самостоятельно вне папки.





Все приложения и электронный журнал разработаны в программе
Visual Basic 6.0













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 10 -15


13PAGE 15







Ађ Заголовок 115