Рекомендации и план проведения экскурсии на водоем (второй год обучения по программе Экологический мониторинг состояния окружающей среды)


Экскурсия:
«Изучение экологического состояния реки Днепр»
Место проведения: берег реки Днепр в районе Колхозной площади.
Возраст: 7 класс (2 год обучения).
Цели: исследование экологического состояния реки Днепр, приобретение умений и навыков простейших гидрологических исследований, биоиндикации и работы в группах, формирование экологической культуры и грамотности.
Задачи:
1. Провести рекогносцировочные исследования реки и прибрежной зоны.
2.Исследовать органолептические свойства воды.
3. Проделать простейшие измерения гидрологических показателей реки.
4. Провести биоиндикацию по обнаруженным гидробионтам.
5. Составить отчет о проделанной работе.
Оборудование экскурсии.
Шнур (15м), грузило, мячик в сетке, секундомер, рулетка, водный сачек для ловли гидробионтов, пластмассовая чашка, мерный цилиндр, диск Секки, термометр для измерения температуры волы, блокноты и карандаши, определитель беспозвоночных.
Предварительная подготовка.
Маршрут экскурсии, места остановок, задания и наблюдения были определены заранее.
В классе перед началом экскурсии проведен инструктаж по технике безопасности нахождения на берегу реки (или любого другого водоема).
Даны рекомендации по выполнению заданий по гидрологическому и биологическому исследованию реки в районе Колхозной площади.
Организация учащихся для проведения экскурсии.
Для придания экскурсии эмоционального и творческого настроя был введен игровой момент. Все участники экскурсии, члены организации «Водный дозор», были разделены на отряды по 4 человека: отряд «Глазастики» (рекогносцировка и органолептика), отряд «Ихтиандры» (гидрологические исследования), отряд гидробиологов «Головастики».
За всеми членами отряда были закреплены обязанности, что особенно важно для формирования чувства ответственности.
Для выполнения комплексных заданий были привлечены все члены отряда.
В каждом отряде необходимо иметь фотоаппарат для фиксирования наиболее интересных эпизодов экспедиции. В дальнейшем фотографии будут использованы при отчетах и создании стенгазет.
Необходимое оборудование распределяется среди членов отряда, которые несут ответственность за сохранность этого оборудования.
План экскурсии.
1.Описание реки и прибрежной зоны, органолептические исследования (вид водоема, прибрежная растительность, степень чистоты и прозрачности воды, характер грунта, направление течения).
2. Гидрологические измерения (скорость течения, полноводность реки, взаимосвязь этих показателей, содержание растворенного кислорода, температура воды).
3. Гидробиологические исследования (отлов водных животных, обзор материала и определение классовой принадлежности гидробионтов, определение индекса толерантности).
4. Камеральная обработка результатов исследований (отчет каждого отряда о проделанной работе и составление общего отчета о состоянии реки Днепр в районе Колхозной площади).
5. Подведение итогов и обсуждение выводов.
Вопросы для рефлексии.
Ваши впечатления о проведенной экскурсии.
Какие исследования вызвали наибольшие затруднения?
Не было ли чувства отторжения, брезгливости или тому подобное при работе?
Появилось ли желание дальнейших исследований?
Хотели бы вы сами поучаствовать в природоохранной работе, направленной на улучшение экологического состояния реки.
Что вы можете сделать по охране реки?
Литература для учителя.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Агар,1999.
Шкаликов В.А. Описание природных объектов и экологического состояния территорий. Универсум, 2004.
Литература для учащихся.
1. Гаврилов В.П., Гаврилова И.В. Охрана водоемов. Н-Новгород Полиграфцент, 1995г.
2.Ихер Т.П. Бентосные беспозвоночные малых водотоков. - Тула, ТОЭБЦу, 2003г.
3. Колосов В.И., Иванов И.Н. Гидроэкология. Тверь, ТГТУ, 1996г.
4. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М., Рольф, 1999г.
5. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. – М., Ассоциация по химическому образованию, 1999г.