Презентация по ОБЖ Среда обитания человека. Классификация ЧС. Государственный контроль и охрана окружающей среды.


Безопасность жизнедеятельностиВыполнила: Данильченко Ирина Среда обитания человека: природная, производственная, бытовая.Среда обитания представляет собой часть биосферы или техносферы, в которой существует человек и функционируют системы его жизнеобеспечения. Природная среда – это объекты и часть космического пространства, а также и локальная область биосферы, которая включает участки литосферы, гидросферы и атмосферы, флору и фауну той части Земли, на которой существует человек. Природная среда объединяет объекты космического и естественно-природного происхождения – флору, фауну и др. Бытовая среда - это среда, в которой проживает человек. Она включает в себя комплекс жилых, социально-культурных и спортивных зданий и сооружений, коммунально-бытовых организаций и учреждений. Основными характеристиками этой среды является размер жилой площади на одного человека, степень электрификации, газификации жилья, наличие центральной отопительной системы, холодной и горячей воды, уровень развития общественного транспорта и и др. Производственная среда - это среда, в которой протекают производственные отношения и осуществляется трудовая деятельность человека. В зависимости от общественно-производственного положения, которое занимает человек в производственной среде, оно может включать в себя отдельное предприятие или организацию, учреждение или их комплекс, в который входят другие предприятия, а также органы управления районного, областного и иного уровней. Классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от причины возникновения и масштабов распространения.Чрезвычайная ситуация -- это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде. Классификация ЧС по масштабу распространения* ЧС локального характера -- не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.;* ЧС муниципального характера -- не выходит за пределы территории одного поселения или внутри городской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн руб.;* ЧС межмуниципального характера -- затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогично критериям ЧС муниципального характера; * ЧС регионального характера -- не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;* ЧС межрегионального характера -- затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен критериям ЧС регионального характера;* ЧС федерального характера -- количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб. 1. ЧС, связанные с возникновением аварий на опасных объектах:* аварии на атомных электростанциях (АЭС);* утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны (СЗЗ);* аварии на атомных судах с радиоактивными загрязнениями акватории порта и прибрежной территории;* аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории; * падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;.* незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при утере источников ионизирующих излучений, аварий на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях; * аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду аварийно химически опасных веществ (АХОВ);* аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических веществ или биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения. 2. ЧС, обусловленные пожарами и взрывами и их последствиями:* пожары в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспортных коммуникациях;* взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в т. ч. при падении летательных аппаратов);* взрывы в жилых зданиях. 3. ЧС на транспортных коммуникациях:* авиационные катастрофы;* столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);* аварии на водных коммуникациях;* аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;* аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов. 4. ЧС, вызванные стихийными бедствиями:* землетрясения силой 5 и более баллов по 12-балльной шкале; * ураганы, смерчи, бури силой 10 и более баллов по 17-балльной шкале; * катастрофические затопления и наводнения, образовавшиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений, землетрясений, горных обвалов и оползней, паводков, половодья или нагонных явлений и цунами; * сели, оползни, обвалы, лавины, снежные заносы и карстовые явления, вызвавшие разрушения в городах, на транспортных, энергетических и других инженерных сетях, образование завалов и т. п.; * массовые, лесные и торфяные пожары, принявшие неуправляемый характер и повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения региона; 5. ЧС военно-политического характера в мирное время:* одиночный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падение носителя ядерного оружия со взрывом боевой части;* падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;* вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых соединений и частей Государственный контроль в области охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности.Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности»; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об обороне» и др. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫПравовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Эта система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства. В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:- правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;- организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;- государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;- юридическая ответственность правонарушителей. СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДАОсновными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;- государственное управление охраной труда;- государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда ОСНОВНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМПравовую основу защиты в ЧС составляет отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».В этом Законе определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, воздушного пространства в пределах РФ и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающее природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Постановлением Правительства РФ утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.Постановлением от 24 июля 1995 года «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:- обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;- обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;- ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;- подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций. Спасибо за внимание!