Разработка урока по окружающему миру Газ.Огонь.Вода. 3 класс


Тема урока: «Огонь. Вода. Газ.»Цели урока:
познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр
Задачи урока:
формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;
формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.
Метапредметные:
понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;
анализировать схему эвакуации из школы.
Личностные:
проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
определять мотивы учебной деятельности.
Оборудование: карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС).
Ход урока
I.Оргмомент- Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и покажите его.
II. Самоопределение к деятельности.
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)
- Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
- Назовите тему сегодняшнего урока
III.Работа по теме урока
Если возник пожар.
- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)
- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
-Как случаются пожары? Назовите причины.
- Давайте проверим ваши ответы.
неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
забывчивость людей (забыл выключить)
искра (печь, камин, бенгальские огни)
перегрузка электросети
спички (игры со спичками)
керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)
- А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?
- Про это можем послушать стихотворение:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по …(хором «101»)
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
Кто об этом говорит.
- Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)
Работа в малых группах (проблемная ситуация)
1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.
2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.
3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?
IV. Физкультминутка.
Игра «Запрещается-разрешается»
- Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
- Давайте, ребята, прочитаем, повторим и запомним слова:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 101.
V. Работа по теме урока (продолжение)
Вода в доме.
- Ребята, а что сильнее огня? (вода)
-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер» . Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?
Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)
- Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)
- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «101» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
Работа в малых группах (проблемная ситуация)
1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.
2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия»
3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»
«Если чувствуешь запах газа»
- Отгадайте загадку
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых, им можно отравиться.
Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.
- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Если ты почувствовал запах газа в квартире,
Помни: газовой службы телефон – 104.
VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)
По команде учителя выполняем упражнения:
«Огонь» - поднимаем руки, изображаем свечку
«Вода» - приседаем
«Газ» - хлопок
VII. Закрепление изученного
Брейн – ринг.
Возник пожар. Что делать? (звонить 101)
Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)
По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)
Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)
В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)
Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)
Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «101», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)
VIII. Итог урока.
- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.
-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.
- В заключении, хотелось бы узнать, как вы оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.
IX. Домашнее задание
Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника