Обучение активизации устной речи на уроках английского языка (Substitution tables – подстановочные таблицы

Обучение активизации устной речи на уроках английского языка
(Substitution tables – подстановочные таблицы)

Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учениками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорении, и речевые навыки ( лексико-грамматические навыки письма). Обучение устной речи (говорение) – это сложный процесс, тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико-грамматических навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи.
Цель: создание системы упражнений для формирования и усовершенствования навыков устной речи.
Процесс формирования механизма воспроизведения речи требует от учителя умений дифференцировать приемы и методы, которые обеспечивают результат работы.
Языковеды Л. С. Панова, В. Л. Скалкин и другие считают, что речевые умения формируются поэтапно:
I этап – формирование лексико-грамматических навыков устной речи;
II этап – совершенствование лексико-грамматических навыков устной речи;
III этап – развитие умений неподготовленной устной речи.
Механизм речи формируется правильно, если учитель в процессе обучения придерживается этих этапов, поскольку запуск речевых механизмов невозможен без сформированных на достаточном уровне лексико-грамматических навыков говорения.
Недостатки в обучении на каждом из этапов приводят к тому, что ученики или чувствуют затруднения, включаясь в неподготовленную речь, или вся речь сводится к изучению и воспроизведению готового текста.
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков учитель может определить набор тренировочных упражнений, использование которых считает наиболее рациональным. Система тренировочных упражнений, которую использует учитель, имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений и ситуативно обусловленных связных высказываний.
Тренировочные упражнения должны быть ситуативными, во время их выполнения ученики должны выполнять практические задачи (докажи, возрази, выскажи удивление, спроси).
Для формирования и совершенствования навыков устной речи можно использовать лексико-грамматические структуры (подставочные таблицы – Substitution tables), которые дают возможность целенаправленно активизировать употребление в речи разговорных клише, комбинировать различные структуры в речи в зависимости от коммуникативной связи.
Практика обучения устной речи показала, что структуры соответствуют характеру навыков, которые формируются и совершенствуются (I, II этап) в обучении устной речи. Они позволяют обеспечить достаточно прочные навыки устной речи, на которые можно опираться, чтобы построить неподготовленное монологическое и диалогическое высказывания. Структуры отрабатываются с учениками хором, индивидуально, то есть их можно использовать во время организации фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
Лексико-грамматические структуры целесообразно использовать в процессе обучения на определенных этапах урока, а также во время построения монологических высказываний. Substitution tables могут охватывать речевую ситуацию по теме общения или быть ключевыми опорами. Ниже приведены образцы Substitution tables, которые можно использовать для формирования и совершенствования речевых навыков во время обучения устной речи в ситуациях общения We are teenagers, Fashion is getting more reasonable, The Pleasure of reading.

We are teenagers!

Is it
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·to have some “clothes sense”
to know and feel the style


What should you do to adapt the fashion to your personality?

You
I
He
should
would
follow
watch
read
learn
your friends’ (parents’) advice
TV programmes
articles
learn
to adapt the fashion
to your personality (appearance)


Why do we follow fashion?


We
I
He


follow(s)

Fashion certain
style


because

we
he
people
I


want(s)
to stand out of the group
to be a bit different from the rest
to attract smb’s attention
to shock and provoke people




Why it is important to wear the rights things, to follow fashion?



It is (not)

important
necessary
difficult

to wear the right things
to follow fashion
to be in fashion
to look good
to feel ourselves comfortable
to be accepted in some groups, layers of society
to feel yourself closer



What
did
does
fashion
reflect ?





Fashion



Reflects( ed )
the values of the different times
the stages of the history development
tastes of designers
influences of century
hippy style
punk style
Beatles style


How to look smart?



You
She
He
I



look(s) smart



if



the
colour of your clothes matches the colours of your accessories
your casual dress is or informal events
your dress is simple but beautiful
your tie matches the suit
you don’t wear jeans for a formal party
your dress it tidy
your suit fits you


How does history of any country influence fashion?


The 1930 – 40
1950
1960
The late 1960
The early 1970
1980



brought
saw
were


a time of
a time of
a time of
age of
teenagers
a revolution in clothes
mini – skirts, long boots
famous Beatles style
Hippy flower power
loose maxi – skirts
shoes with long pointed toes, high stiletto heels
the teddy boy (long jackets in bright colors jumpers, wide skirts)
with punk hairstyle (brightly colored make up)










The Pleasure of Reading

What does reading mean for you? What do we read for?



Reading (books)


is
useful
interesting
exciting
waste of time
important part
pleasure


for everybody
of everybody’ s life


because






while reading


you
we
he
she
I
widen your scope
enrich, enlarge vocabulary
develop your imagination
begin to think about everything
get interesting information
learn how to behave
get lost in dreams
learn the history of different countries
learn something interesting about persons character
learn people


What impressions do books produce on you? How do books influence you?



Usually
Often


books

produce
teach (me)
help
give (me)
a long and lasting impression on us, me
an unforgettable impression on me
to solve different problems
to find decisions in different situations
to become better
positive examples of behavior


What books do you prefer to read?

I
he
we
you

prefer
like
dislike

to read
books
war novels
historical novels
a romances
fairy tales
science fiction
detective novels
humorous stories
horror novels

which

keep
are
is
me in
easy to read
well – written
heavy going
slow – moving
boring
fast – moving
true – to – life
fascinating
exciting
amusing
entertaining
enjoyable
interesting







What
are
is
main characters
plot characters
secondary characters
of the
novel?
poem?
story?




The plot (of the story novel)
The main characters
The secondary characters


is
are
disgusting
amazing
interesting
thrilling
witty
entertaining
powerful



Материал подготовила учитель английского языка МБОУ СОШ №76 Зубенко Н.И.













15