Статья на тему Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Р.В.Солтан, учитель биологии МОУ «Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа социальной защиты и реабилитации учащихся» г.Рыбница, Приднестровье.
В данной работе раскрывается опыт работы учителя применению способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Определяется значение в современной методике обучения.
Ключевые слова: активизации познавательной деятельности, групповая форма работы, нестандартность, бинарный урок, система глаза, аккомодация, зрительный анализатор.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).В современном обществе для системы образования все большее значение приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Задачи:
Обучения:
обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей;
продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Развития:
развивать познавательный интерес учащихся;
развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации);
развивать инициативу, уверенность в своих силах;
развивать умения применять знания на практике.
Воспитания:
воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
воспитание экологического мышления.
Принципы:
учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
наглядности;
выбора оптимальных методов, форм и средств обучения;
комплексный подход к обучению и воспитанию;
научность обучения и его доступности;
интеграции предметов естественнонаучного цикла;
систематичности обучения и его связь с практикой;
коллективного взаимодействия;
сознательности, активности, творчества;
создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности:
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
создание “ситуации успеха” для каждого учащегося.
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
использование проблемных ситуаций;
проведение бинарных уроков;
практико-ориентированная направленность изучаемого материала
Трудоемкость осуществления опыта:
Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий;
Подготовка учащихся к участию в реализации замысла.
Кредо учителя:
Создать из повседневного удивительное.
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
Учить всему кратко, приятно, основательно.
Учебный урок - это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы.

Рисунок1.
Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы:
1 - врабатывание; 2 -оптимальная работоспособность, 3 - утомление.
Этап врабатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как "снежный ком" (логическая цепочка). Она напоминает известную игру в города: назвать слова по теме, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, 11 класс тема "Эволюционное учение": вид - Дарвин - наследственность - и т.д.Другой формой активизации на данном этапе урока может быть "кроссворд на слово": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 7 класс - введение в тему "Тип Хордовые": задание связано с предыдущей темой "Тип Членистоногие".
Рисунок2.
Кроссворд.

Кто над нами вверх ногами (муха).
Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
Десятиногое членистоногое (рак).
Ракообразное - часть планктона (дафния).
Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).
Следующий этап урока - этап оптимальной работоспособности. Данный этап обычно предполагает проверку домашнего задания, изучение нового материала.
При изучении новой темы практикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. Групповая работа имеет ряд преимуществ:
побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;
облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;
позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;
способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.
Групповое обучение осуществляется в несколько этапов:
1 этап - вводный.
Исходя из учебных целей, дается стартовая информация и обозначается круг проблем, предлагаемых к обсуждению. Работа осуществляется в большой группе.
2 этап - обучающий.
Работа над конкретными проблемами по определенному алгоритму в рамках временного регламента. Работа выполняется в малых группах.
3 этап - заключительный.
Презентация результатов работы малых групп. Итоговое обсуждение и обобщение работы происходит в полном составе большой группы.
Рассмотрим пример урока с групповой формой работы учащихся. 8 класс тема "Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения". Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему говорят "береги как зеницу ока"? Учащиеся высказывают гипотезы: значение органа зрения, сложность строения, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Далее составляется схема "Системы глаза".

Рисунок3.
Системы глаза
Затем учащиеся в группах по заданиям изучают новый материал, используя учебник и дополнительную литературу в течение 15 минут.
1 группа. Задание.
Что относится к вспомогательным системам глаза? Каково их значение?
Назовите и покажите расположение глазных оболочек. Какие функции они выполняют?
2 группа. Задание.
Назовите структурные компоненты оптической системы глаза. Где они расположены?
Каковы функции оптической системы?
3 группа. Задание.
Каковы особенности строения и функций структурных компонентов световоспринимающей системы?
Что такое слепое пятно, желтое пятно?
4 группа. Задание.
Что называется аккомодацией?
Как возникает изображение на сетчатке?
Назовите отделы зрительного анализатора.
5 группа. Задание.
Назовите причины нарушения зрения.
Как изменяется форма глазного яблока при дальнозоркости и близорукости? Где возникает изображение объекта в случае данных нарушений зрения?
В период оптимальной работоспособности для снижения напряжения необходим кратковременный активный отдых (переход от одного вида деятельности к другому) - физкультминутка.
Затем проводится отчет групп, дополнение схемы. Учащиеся убеждаются в правоте высказывания "Береги как зеницу ока".
Во избежание снижения активности на последнем этапе урока (наступает фаза утомления) целесообразно провести повторную физкультминутку или валеопаузу, создать игровую ситуацию, ситуацию удивления, приводя в пример интересные исторические факты или цифровые данные по изучаемой теме. Например, 10 класс тема "Нуклеиновые кислоты. Строение и роль ДНК в клетке": информация, заключенная в ДНК настолько велика, что если бы пришлось издать книгу об этой информации, то все сведения поместились бы в 1000 книг, каждая из которой имела бы 600 страниц, а на каждой странице разместилось бы по 500 слов.
Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его практический смысл. Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам.
Что вы узнали нового на уроке?
Что вы поняли?
С чем вы можете это сравнить?
Где вы это можете применить?
Как вы можете оценить работу на уроке?
Что вы можете предложить?
Данный вид рефлексии (по Сандерсу) дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету, помогает учителю в подготовке последующих тем.
Таким образом, при подготовке к уроку необходимо учитывать изменение уровня работоспособности на различных его этапах.
Результативность всего вышесказанного заключается в следующем:
активизируется познавательная деятельность,
возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
формируется творческое мышление;
развиваются коммуникативные способности;
выполняют задания исследовательского характера;
применяют полученные знания в жизни;
работают с дополнительной литературой.
Используемая литература:
Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.