Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Тема работы
"Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Автор: Раджабова Татьяна Машариповна,
учитель МБОУ «СОШ с.Скатовка Ровенского муниципального района Саратовской области»,
Оглавление
Введение………………………………………………………………3
Активизация познавательной деятельности учащихся…...3
Активные методы обучения ………………………………………… 5
Заключение ………………………………………………………….9
Литература …………………………………………………………11
Приложения…………………………………………………………12
Введение
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Активизация познавательной деятельности учащихся
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова).
Кредо учителя:
Создать из повседневного удивительное.
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
Учить всему кратко, приятно, основательно.
Учебный урок - это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы.

Рисунок1.
Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы:
1 - врабатывание; 2 -оптимальная работоспособность, 3 - утомление.
Этап врабатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как "снежный ком" (логическая цепочка). Она напоминает известную игру в города: назвать слова по теме, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, 8 класс тема «Класс Пресмыкающиеся» - стегоцефал - линька (у змеи) – аллигатор – роговые щитки – костные бляшки и т. д. Другой формой активизации на данном этапе урока может быть "кроссворд на слово": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 8 класс - введение в тему "Тип Хордовые": задание связано с предыдущей темой "Тип Членистоногие".
Рисунок2.
Кроссворд.

Кто над нами вверх ногами (муха).
Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
Десятиногое членистоногое (рак).
Ракообразное - часть планктона (дафния).
Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).
Следующий этап урока - этап оптимальной работоспособности. Данный этап обычно предполагает проверку домашнего задания, изучение нового материала.
При изучении новой темы практикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные.
Уроки биологии веду в 9-11 классах, химии в 7- 11 классах. Работаю по концентрической системе обучения биологии и химии.
Активные методы обучения
словесные наглядные практические
Метод дискуссии Частично поисковый демонстрационный метод с помощью демонстрации опытов, натуральных объектов, моделей, таблиц и т.п. Частично поисковый лабораторный метод с помощью самостоятельного выполнения эксперимента, самонаблюдения.
Метод самостоятельной работы с учебником Частично поисковый демонстрационный метод работы с помощью ТСО Метод эвристической беседы Метод проблемного изложения Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач Обучающие игры Метод проектов Метод проектов
Метод проектов Экскурсии
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:
1.Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2.Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет, некоторые ученики пользуются библиотекой в кабинете. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
3.Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
Очень нравится мне и учащимся использование карточек с немым рисунком на уроках биологии в 9 классе «Человек его здоровье». На лист наклеивается рисунок без слов, только с цифровыми обозначениями, рядом – текст задания. Карточки изготовлены на соответствующие темы: «Опорно-двигательная система», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение» и т.д. Есть карточки, комбинирующие разные темы, при выполнении которых выявляются пробелы в знаниях у учащихся на конкретный материал биологии 9 класса. Работать с данным дидактическим материалом не боятся слабые и ленивые учащиеся (Приложение 1).
Пример задания:
«Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.
Пример:
Кишечнополостные
Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся.
Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги.
Оценочная шкала: 12-11 баллов – «5», 10-9 баллов – «4», 8-6 баллов – «3», менее 5 баллов – «2».
4.Метод проблемного изложения.
При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Например:
Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:
1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский.
2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен
3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
4) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?
5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.
5. Использование биологических задач. ( Приложение 2)
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
На уроках биологии использую следующие типы задач:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Для активной мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии можно применять задачи – дилеммы. ( Приложение 3)
В методике преподавания биологии термин «задачи-дилеммы» - относительно новый, привнесенный из логики, хотя отдельные элементы задач-дилемм в виде тестовых, программированных заданий, проблемных и эвристических вопросов давно широко применяются на уроках.
В логике под дилеммой (греч «di» - дважды, «lemma» - предположение) принято рассматривать «суждение, в котором предмету приписывается два противоречащих признака, исключающих возможность третьего, или… такое, в числе посылок которого входят два условных разделительных суждения»
В житейском обиходе под «дилеммой» понимают обстоятельства, заставляющие принять одно из двух решений, выбор между которыми крайне затруднителен».
Процесс решения задач-дилемм, как показывают исследования, развивает важнейшие качества личности учащегося по взаимодействию с природой, мотивы экологосообразного поведения, самосознание, волю, способность к прогнозированию; нравственные чувства: долг, ответственность, симпатия ко всему живому. Все это позволяет рассматривать задачи-дилеммы в качестве доступного и эффективного средства обучения, способствующего активизации познавательной деятельности на уроках.
6.Использование специальных ассоциативных символов помогают упорядочить элементы поступающей информации, что способствует возникновению логических связей, усилению контроля над записью информации в памяти, следовательно, шансы на запоминание этой информации возрастут.
В качестве ассоциаций в учебном процессе успешно применяется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов – пиктограмм и идеограмм. В их создании используются общие законы схематизации любых графических изображений: выделение в них существенного, упрощение формы и повторение отдельных элементов (Приложение 4).
Идея использования элементов рисуночного письма или идеографического письма не нова и, как показывает практика, очень эффективна. На своих уроках (на уроках биологии в 7 классе в разделе «Животные») с успехом применяю данную технологию, что очень нравится и учащимся.
Использование идеограмм и пиктограмм в педагогической практике имеет следующие положительные стороны:
Учащиеся лучше усваивают материал и достаточно точно воспроизводят его по памяти.
Значительно экономится время на уроке, что создаёт условия для творческой работы по дополнительному материалу.
Идеограммы можно объединять в крупные блоки, что позволяет изучать материал укрупнёнными дидактическими единицами, а это развивает гибкость ума, сообразительность, способность к переключению внимания.
Заключение
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
активизируется познавательная деятельность,
возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
формируется творческое мышление;
развиваются коммуникативные способности;
учащиеся с удовольствием выполняют задания исследовательского характера;
применяют полученные знания в жизни;
работают с дополнительной литературой.
Выводы:
На основании изучения психолого-педагогической литературы, проведения опытно-экспериментальной работы мною были сделаны следующие выводы:
– для успешного преподавания биологии необходимо знание особенностей учебной деятельности учащихся среднего звена, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания;
– важная задача учителя – обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
– в целях качественного преподавания биологии учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности дополнительные формы обучения, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и активизируют познавательный интерес к предмету;
– важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;
– только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
– в процессе обучения надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
– использование различных методов активизации познавательной деятельности в учебном процессе способствует активизации познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология.
В результате работы с использованием методов активизации познавательной деятельности, наблюдалась положительная динамика эффективности использования данных методов на уроках биологии. Используя эти методы, можно развить в детях уверенность в себе, повысить уровень их коммуникабельности и мотивации к учению.
Таким образом, методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
5. Литература:
1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007
2.Биология в школе № 7 2001г. Теремов А.В. «Рисуночное письмо как средство обучения» 3.Биология в школе №2 1996 г. Кузнецова А.А., Чуракова С.В., Кузнецов В.Н. «Познавательный интерес. Условия его развития» 4.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
5.Кочкарова, М.К. О способах формирования интереса к процессу познания / М.К. Кочкарова // Биология в школе, 2002. - №7. - С.25.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение,1991. 305 с 6.Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
7.Г.М.Муртазин «Активные формы и методы обучения биологии». Издательство «Просвещение», Москва, 1989г
Приложение 1
Карточка №1
№ Названия органов функции
1 2 … 30 Карточка №2
№ Названия частей органа функции
1 … 11 Приложение 2
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое
значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
Задача 7. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.
Задача 8. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?
Задача 9. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию.
Задача 10. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать?
Приложение 3
Учащимся 5-7 классов можно предложить следующий вариант задачи.
Задача – дилемма.
Семья живет в большом городе. Вы – один из родителей. В предновогодние дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы знаете, что в лесу ель до высоты 1 м растет около 5-6 лет, а искусственная – очень дорогая, но ее можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле и ваша семья всегда покупала живые елки. Вы:
- покупаете елку на «елочном базаре»;
- не покупаете елку и едете на новый год к друзьям на дачу
- приобретаете искусственную ель;
- составляете композицию из живых веток.
Приложение 4
Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
1 Среды жизни

Обитатели водной среды
Первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу, хотя с водой их связывают процессы размножения и развития
Освоили наземно-воздушную среду. Некоторые перешли к водному образу жизни (вторично-водные)
Освоили наземно-воздушную среду. Приобрели способность к полету, однако их жизнь (за редким исключением) происходит на суше, некоторые перешли к водному образу жизни

Освоили наземно-воздушную среду. Некоторые приобрели способность к полету, однако их жизнь (за редким исключением) происходит на суше, некоторые перешли к водному образу жизни. Почву как среду обитания освоили роющие представители.
2 Кожные покровы позвоночных животных защищают их тело от неблагоприятного воздействия внешней среды. Кожа также принимает активное участие в газообмене и выведении из организма вредных продуктов обмена веществ.

Тонкая однослойная кожа, покрыта костной чешуей. Чешуя обильно покрыта слизью выделяемой многочисленными кожными железами
10668027368500Тонкая однослойная кожа. Кожа голая обильно покрыта слизью выделяемой многочисленными кожными железами
Кожа принимает активное участие в дыхании, через нее происходит поступление в организм кислорода и выведение углекислого газа.
Тонкая однослойная кожа, покрыта роговой чешуей. Кожа сухая, желез в ней практически нет. Роговой покров непроницаем для газов и воды и препятствует потери организмом влаги. Чешуйчатый покров обновляется на новый в результате линьки.
Тонкая однослойная кожа, покрыта перьями. Кожа сухая, желез в ней практически нет. Перьевой покров обновляется на новый в результате линьки.
Кожа многослойна, имеет волосяной покров.
В коже присутствуют сальные, потовые и млечные железы. Волосяной покров обновляется на новый в результате линьки.3 Н.С. позвоночных животных трубчатого строения и состоит из головного мозга, спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг образован пятью отделами: передним, средним, промежуточным, мозжечком и продолговатым.

Примерно одинаково развиты все отделы головного мозга.

Чуть более крупный передний, а мозжечок меньше в сравнении с остальными отделами головного мозга. Слабое развитие мозжечка связано с однообразием движений.
Передний мозг крупнее, чем другие отделы головного мозга. Слабое развитие мозжечка связано с однообразием движений.

Передний мозг приобретает большие полушария. Хорошо развит мозжечок, с которым связана координация движений и несет на своей поверхности кору образованную бороздами и извилинами.

Передний мозг приобретает большие полушария имеющий кору, образованную многочисленными бороздами и извилинами, значительно увеличивающими его объем. Хорошо развит мозжечок, с которым связана координация движений и несет на своей поверхности кору образованную бороздами и извилинами.