Методическая разработка Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Использование современных образовательных технологий
в начальной школе.
Введение ФГОС предъявляет новые требования к системе образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотьемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия(УУД). Реализация программы формирования УУД в начальной школе –ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьёзной подготовки педагога.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации? И только использование современных образовательных технологий в учебном процессе помогают учителю решить все поставленные задачи.
1. Здоровьесберегающие технологии.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью-необходимое условие успешности современного человека. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время урока распределить различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физическими упражнениями, определять время подачи сложного учебного материала , выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства обучения, что влияет на положительные результаты в обучении.
При подготоке к уроку я ставлю цель: как сделать урок здоровьесберегающим? Поэтому, здоровьесберегающий подход прослеживается в моей работе на разных этапах урока. Это чередование видов деятельности, обязательные физминутки - ритмичные, музыкальные, упражнения для снятия усталости, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игры и упражнения для релаксации. На переменах – подвижные игры на свежем воздухе. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний . Мои учащиеся с удовольствием играют в игры с пальчиками «Апельсин», «Замок», «Гости», «На постой», «Цветок», «Братья-ленивцы». Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.(Например, Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза. Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.) Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Вот некоторые элементы этой гимнастики: Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Применение данных технологий для меня включает в себя комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:
- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной
  работы в урочное и во внеурочное время ;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ(классные часы«Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня», «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек», беседы со школьной медсестрой).
- привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога(Беседы с родителями «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У теленяньки дитя без друга», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся)




2. Игровые технологии

Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения, поэтому в начальных классах игровой материал присутствует практически на каждом уроке. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Применение игровых технологий в первом классе способствует успешному прохождению адаптационного периода у первоклассников. У моих уч-ся наибольшей популярностью пользуются игры и эстафеты «Кто быстрее и вернее?», «Лучший счётчик класса», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?», «Лесенка».С интересом учащиеся воспринимают игры «Чей домик?», «Математическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел «Угадай-ка», «Какое число я загадала?».При выборе игр я стараюсь учитывать, что задание должно быть посильным всем учащимся и служить максимальной активации мыслительной деятельности.
Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе. Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
3. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками..
"Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, – я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому, и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Так, например, на уроке математики «Знакомство с приёмом сложения с переходом через десяток» в первом классе на устном счёте среди примеров на сложение и вычитание в пределах 10, записан пример на сложение с переходом через десяток. Дети замечают пример нового вида (8+3), который ещё пока не умеют решать. Возникает проблемная ситуация: как решить пример нового вида? Используя, изученные раннее приёмы , среди только что решённых примеров они сами находят пример –помощник(8+2+1). Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация учителями активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, даёт в результате творческое овладение знаниями , умениями и навыками, развивает мыслительные способности учащихся.
4. Компетентностно-ориентированное обучение я применяю во время проведения практических, исследовательских работ, работе в группах и в парах. Работая в группах, мои учащиеся знакомятся со свойствами воды, почвы, готовят и защищают творческие проекты («Моя семья», «Наш отдых», «Птицы родного края» и др.). Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Работу в парах я использую при проверке домашнего задания, на словарной работе, во время самостоятельных работ. Большое внимание я уделяю исследовательской работе. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

5.Гуманно-личностная и личностно-ориентированная технологии .
Применение этих технологий проявляется в доброжелательной обстановке на уроке, спокойной беседе, внимании к каждому ответу, позитивной реакции учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. На каждом уроке я стараюсь создавать для детей ситуацию успеха, применять дифференцированный подход к учащимся, подготовила карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы. При подведении итогов урока в разных формах применяю рефлексию. Дети учатся оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

6. Информационно-коммуникативные технологии.
В условиях современной школы очень распространено на уроках использование информационно-коммуникативных технологий. В своей работе я использую электронное приложение к УМК «Школа России», авторские и собственные презентации, использую материалы Интернет-ресурсов. Для практического изучения отдельных тем на уроках окружающего мира, кубановедения, технологии, пользуюсь цифровым микроскопом.
Использование ИКТ позволяет: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивать наглядность; привлекать большое количество дидактического материала; повышать объём выполняемой работы; создавать интерактивные задания и упражнения; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.