«Специфика обучения младших школьников технике чтения на английском языке»

«Специфика обучения младших школьников технике чтения на английском языке»

Обучение чтению на иностранном языке младших школьников способствует более раннему приобщению к новому языковому миру, формирует готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Именно в младшем школьном возрасте ребенок наиболее продуктивно овладевает системой действий, необходимых для успешного обучения на последующих этапах. Вслед за Е.И. Пассовым под техникой чтения мы понимаем способность узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи [1]. Младшие школьники поэтапно учатся читать слова, словосочетания и предложения с правильным делением фраз на смысловые группы и с пониманием прочитанного языкового материала. Чем лучше техника чтения, тем больше единиц восприятия может освоить ученик за временной отрезок и, соответственно, тем выше уровень понимания. Конечной целью чтения как вида речевой деятельности является способность понимания и осмысления информации, преобразование ее в монологические и диалогические высказывания. Существуют несколько методов обучения технике чтения: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв); звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова);слоговый (выучивание комбинаций слогов); метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений прямой метод); звуковой аналитикосинтетический метод; фонемнографический метод[1].На наш взгляд, звуковой метод обучения технике чтения младших школьников является наиболее эффективным. Данный метод активно использовался авторами на занятиях по английскому языку в рамках НОИЛ «Прагмакогнитивные технологии формирования билингвальной языковой личности» на базе языковой школы «BigBen» ФГБОУВПО «Пятигорского государственного лингвистического университета». По программе «Развивающий английский язык для детей» было разработано уникальное авторское учебно-методическое пособие «Современные педагогические технологии младшим школьникам: My first Reading Adventure»[2]. Младший школьник сначала слышат вводимый звук в словах, затем знакомится с буквой, которой записывается данный звук. Соотнеся образ буквы и звука, он учится складывать звуки, написанные буквами, в слоги, с последующим прочтением данных звуков в словах, а затем и в предложениях. Остановимся немного подробней на первом уроке авторского учебно-методического пособия «Современные педагогические технологии младшим школьникам: My firstReading Adventure».Итак, на первом уроке обучения чтению младших школьников на занятиях по английскому языку мы предполагаем введение 5 звуков: 4 согласных звука [m], [t], [k], [b] и 1 гласный звук [ж](буквы m, t, c, b, a).Освоение данных звуков происходит через введение новых лексических единиц, начинающихся на одинаковый звук. (Например,[m] –mouse, mat, motorbike; [t] –tiger, telephone, turtle). С одной стороны, это развивает произносительные умения и фонематический слух, с другой расширяет лексический запас обучающихся, способствует развитию коммуникативной компетенции, позволяющей решать простейшие коммуникативнопознавательные задачи и осуществлять на элементарном уровне иноязычное взаимодействие детей на занятии и со сверстниками носителями языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, а именно ярко выраженную эмоциональность восприятия материала, образность мышления, мы предлагаем использовать компьютерные презентации, визуальная насыщенность которых делает введение новых лексических единиц интересным, убедительным и способствует их быстрому запоминанию. При знакомстве младших школьников с буквой, которой записывается вводимый звук, невозможно не уделять внимания графическому изображению букв на письме, так как через развитие мелкой моторики младший школьник познает мир, начинает с ним общаться. Кроме того, совершенствование моторики является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов. Как только сформировано соответствие между графическим образом буквы и звуком, можно переходить к чтению слогов(at, am), слов (mat, cat, bat). При создании пособия мы руководствовались следующимиположениями:1) буквы, обозначающие согласные и гласные звуки, вводятся не в алфавитном порядке, а исходя из их частотности употребления в английских словах; 2) для чтения сначала предлагаются слова, в которых гласная находится в закрытом ударном слоге, затем в открытом; 3) постепенно вводятся основные буквосочетания согласных (th, sh, ch, ck и пр.); 4) некоторые слова вводятся для чтения методом целых слов, закрепляя графический образ слова.


15