Проект Почему северный олень записан в Красную книгу Республики Коми?



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
г.Печора

Исследовательский проект по теме:
«Почему северный олень записан в Красную книгу Республики Коми?»
Подготовили ученики 2 «б» класса
Балмасов Иван и Таран Екатерина.
Руководитель: Дедыч Т.В.

2016г
Оглавление
I. Введение. с 3-4
Актуальность темы.
II. Описание проекта. с 5-7
1. Описание северного оленя.
2.Чем питается северный олень?
3. Какую пользу приносит северный олень?
1) Жилище оленеводов.
2) Одежда.
3) В чем особенность шкуры оленя? Опыт.
4) Северный олень помогает людям быть здоровыми.
5) Северный олень-кормилец.
6) Средство передвижения.
7) Сувениры и обереги.
8) Символика.
III. Заключение. с 7-8
1. Результат проекта.
2. Самоанализ.
IV. Библиографический список. с 9
I. Введение. Тема проекта: «Почему северный олень записан в Красную книгу Республики Коми?»
На территории нашей Республики Коми находятся под охраной северные олени. Эти удивительные животные приносят огромную пользу людям. Северные олени приспособлены к суровым климатическим условиям, им не страшны холода, метели и бури.
Интересно, что это животное может существовать как в диком состоянии, так и рядом с человеком.
Мы решили выяснить, почему это животное записано в Красную книгу? Чем мы, люди, можем помочь северным оленям?
Мы задали эти вопросы родителям и друзьям.
Мнения разделились:
численность северных оленей сокращается из-за того, что они являются жертвами хищников
численность северных оленей сокращается из-за недостаточного количества корма
численность северных оленей сокращается из-за того, что люди истребляют их в больших количествах
Нам необходимо определить, какая из этих гипотез верная.
Цель проекта: 1. Узнать, почему это животное записано в Красную книгу Республики Коми.
2.Чем мы, люди, можем помочь северным оленям?
3. Привлечь внимание взрослых и детей к экологическим проблемам в нашем крае.
Задачи проекта:1.Использовать различные источники информации: беседы со взрослыми, наблюдение за животными, книги, журналы, ресурсы интернета. Это поможет нам выяснить особенности жизнедеятельности северных оленей, их среду обитания, привлекательность для людей.
2. Узнать, почему эти животные записаны в Красную книгу, с чем связано сокращение их численности.
3. Выяснить, как можно спасти этих животных и восстановить их численность.
4. Сделать выводы.
Срок работы: 2 недели
Методы и приёмы:
1. Наблюдения.
2. Опыт.
3. Сбор информации.4. Обработка собранной информации.5. Творческая работа (презентация).
План работы над проектом:
Посмотрим на настоящих северных оленей.
Найдем информацию об этих животных.
Проведем опыт.
Подведем итоги.
5. Сделаем презентацию по этой теме.
Участники проекта: ученики 2 «б» класса МОУ «СОШ №49» Балмасов Иван и Таран Екатерина,
руководитель проекта учитель начальных классов Дедыч Т.В.
II.Описание проекта.1.Описание северного оленя.
По совету учителя , вместе с родителями мы отправились в деревню Бызовая в гости к семье Апанасенко. Хозяева уже несколько лет держат оленей. У нас появилась возможность своими глазами их увидеть . Наших героев зовут Ямал, Дона и Шонда. Две самки и один самец.
Они небольшие , у них короткие ноги, маленький хвост, тело покрыто густым мехом, очень симпатичные мордочки. У Шонды ветвистые рога. Интересно, что глаза у них большие и черные.
В тундре олени прекрасно передвигаются в любое время года. Зимой широкие копыта не дают им проваливаться в снегу. Северные олени отличаются от других оленей тем, что рога есть не только у самцов, но и у самок.
2.Чем питается северный олень?
Любимое природное лакомство – ягель. В этом мы убедились, когда кормили оленей. В местах обитания северных оленей кроме ягеля есть и другой корм : это травы, грибы, ягоды. Мы заметили, что домашние олени кроме этого кушают сено и хлеб.
3.Какую пользу приносит северный олень?
В книге «Арктика» автор Хинн О.Г. мы узнали, что на Севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот, у кого много оленей.
2 августа оленеводы Республики Коми и Ненецкого автономного округа отмечают праздник - День оленя.
Мы выяснили, почему у народов Севера особенное отношение к северным оленям.
1) Жилище оленеводов.
В гостях у семьи Апанасенко мы увидели чум –это дом для коренных жителей тундры. Северные народы делают чум из шкуры оленей. На один такой чум требуются шкуры 40 и более оленей!
2) Надежная защита от холода. Одежда.
Когда мы зашли в такое жилище, увидели предметы быта и одежду коренных жителей Севера. Шкура оленей используется повсюду- на ней спят, укрываются , кутают малышей, шьют малицы и пимы. Татьяна Вячеславовна рассказала нам, что одежду для малышей ( пимы и шапочки) коми оленеводы шьют из меха детеныша северного оленя, называют детеныша – пыжик. Мех пыжика очень мягкий, красивый и приятный на ощупь. Вместо ниток используют оленьи жилы. Они очень прочные и тоненькие.
3) В чем особенность шкуры северного оленя? Опыт.
Мы решили выяснить, в чем особенность шкуры оленя? Почему животное не замерзает в холодную стужу, почему человек не мерзнет в пимах и в малице? Почему в чуме тепло не выветривается, а сохраняется?
Для начала мы решили выяснить, чем шерсть оленя отличается от шерсти кошки или собаки.
Опыт
Сначала мы рассмотрели кусочек оленьего меха и обнаружили, что шерсть северного оленя имеет два слоя меха - плотную основу и длинноволосый покров, который может выдержать морозы до -60 градусов. Для сравнения мы взяли шерсть кошки, собаки и оленя. На ощупь олений мех более густой, шероховатый, ворсинки гораздо длиннее . У кошки и собаки шерсть короче по длине, шелковистая, гладкая.
Мы посоветовались с Татьяной Вячеславовной и решили рассмотреть ворсинки оленя , кота и собаки под микроскопом.
Ворсинка оленя намного толще. У кота и собаки ворсинки равномерно окрашены, а ворсинка оленя имеет своеобразный рисунок. У кота и собаки ворсинки похожи на ниточку, а у оленя ворсинка похожа на трубочку. Ворсинки трубочки оказывается заполнены воздухом.
Вывод: ворсинки оленьего меха отличаются от ворсинок других животных тем, что они похожи на трубочки, заполненные воздухом, именно поэтому мех северного оленя легкий и теплый. Мы выяснили, что наличие воздуха в трубочках позволяет животному удерживать тепло, поэтому он не замерзает. Следовательно, народы Севера используют шкуру и мех животного для сохранения тепла и защиты от холода.
4) Олень помогает людям быть здоровыми.
Мы узнали, что человек использует и рога оленя. Неокостеневшие рога молодого оленя называются панты, они покрыты мягкой кожей с тонкой бархатистой шерстью. Из них делают наиболее ценные лекарства, которые имеют много полезных свойств, одно из важнейших - это укрепление иммунитета.
5) Северный олень –кормилец.
Мы узнали, что мясо оленя называется -оленина. Это вкусная, ценная и полезная еда для человека. Коми народ с давних времен отдает предпочтение именно этому мясу. Мы узнали, что оленеводы едят и замороженное сырое мясо оленя, это очень полезно для крови. Оно называется - строганина.
6) Средство передвижения.
Мы увидели в гостях у семьи Апанасенко нарты. Нарты -это сани, на которых перевозят людей и различные грузы. Домашние олени очень выносливые и послушные. Обычно в оленьей упряжке бывает от 1 до 5 животных.
7) Сувениры и обереги.
По традиции, рога и олений мех используются в качестве сувениров и оберегов. Каждый оберег имеет свое значение. Очень часто на сувенирах изображен именно северный олень.
8) Символика.
Это красивое животное является одним из символов нашей Республики. Его изображение можно увидеть на гербе города Инты и Воркуты. Интересно, что олень для народов Севера является символом жизни и процветания.
Мы знаем, что герой нашего проекта является живым символом национального парка «Югыд ва».
3.Заключение.
1) Результат проекта.
В результате наблюдений, проведения бесед со взрослыми, поиска информации из различных источников мы пришли к следующему выводу: гипотеза о том, что главной причиной сокращения численности северных оленей является браконьерство -верная. Человек истребляет этих животных ради пищи, шкуры и рогов.
Кроме этого, мы узнали, что вторая гипотеза, где говорится о том, что сокращение численности оленей связано с недостатком пищи тоже верна, и виноваты в этом снова люди. Печально, что оленеводы пасут домашних оленей на огромных пастбищах, вытесняя диких оленей. Нередко дикие олени отстреливаются из-за конкуренции за пастбища и из-за того, что самцы уводят домашних самок во время гона.
Что касается хищников (это третья гипотеза) то можно утверждать, что она ошибочна. Действительно у северного оленя есть враги - это волки, росомахи, редко медведи. Но нападение хищников позволяет сохранить популяцию оленей, так как они нападают преимущественно на слабых и больных животных. Настоящий урон наносит именно человек, его неразумное поведение.
Если исчезнет северный олень, то первым пострадает сам человек. Мы очень хотим, чтобы эти прекрасные животные оставались рядом с нами!
Мы задумались, как люди могут остановить многочисленное истребление северных оленей? Изучив различную литературу, мы узнали о том, что браконьерство наказуемо, поэтому теперь никто не должен бесконтрольно истреблять животных. Красная книга предупреждает нас о том, что эти животные находятся под защитой государства.
В настоящее время на территории Республики Коми находятся 240 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Большинство из них - природные заказники (164 единицы). 73 природных объекта имеют статус памятника природы. Кроме того в Республике Коми расположены две территории федерального значения – это Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва» (самый большой по площади во всей России).
Ребята нашей школы с большим удовольствием принимают участие в различных конкурсах, которые организует национальный парк «Югыд ва».
Человек взял под свою защиту различных животных, в том числе и северного оленя. Теперь никто не может бесконтрольно охотиться на него. Для этих животных созданы условия для жизнедеятельности. Теперь мы уверены в том, что их численность будет постепенно возрастать.
2) Самоанализ проекта.
Нам было очень интересно заниматься этим проектом. Сначала мы выбрали тему, потом стали обсуждать вместе со взрослыми, как можно ответить на поставленный вопрос. Мы прислушались к совету учителя и с удовольствием отправились в гости к семье Апанасенко, чтобы своими глазами увидеть северных оленей. Сколько было радости, когда у нас появилась возможность погладить животных, покормить их хлебом и ягелем! Мы почувствовали дружелюбие и доверие со стороны животных. Они нас не боялись, спокойно принимали еду из наших рук и позволяли нам погладить их. После знакомства с нашими героями проекта, у нас возникло желание побольше узнать о них. Мы искали информацию в разных источниках, проводили опыт, задавали вопросы знающим людям, слушали интересные рассказы о жизни северных оленей, узнали новые слова (панты, малица, строганина, пыжик, нарты, сеголетки, гон, важенки), выяснили, какую пользу приносят людям эти благородные животные. Для себя мы сделали вывод о том, что девиз «Марша парков-2016»: «Природе важен каждый. Сохраним биологическое разнообразие!» стал для нас гораздо ближе и понятней после проделанной работы. Мы с этим девизом согласны! Если каждый человек поддержит этот призыв, на нашей прекрасной планете Земля все изменится к лучшему.
Библиографический список.
Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
О.Хинн «Арктика», издательство ТКО АСТ, Балашиха 1996г
В.В.Волина «Мир животных» Ростов –на –Дону, изд-во Феникс», 1999г
«Я познаю мир» детская энциклопедия , Москва, издательство «Аст» 2002г
«Эрудит. Мир животных» ООО «ТД Издательство «Мир книги», Москва 2006год
Интернет ресурсы.( HYPERLINK "http://yugydva.komi.com/" \t "_blank"yugydva.komi.com ru.wikipedia.org/wiki/Югыд_ва, biofile.ru/bio/21898.html,
nordural.ru/article/pechoro_, pechora-reserve.ru.,
http://uraloved.ru/mesta/respublika-komi/oopt-komi, piterhunt.ru/pages/animals/anim/parnokopytnye/oleni/sever/1.htm,
http://www.vokrugsveta.ru/article/242005/)