Презентация к мастер-классу Проектная и исследовательская деятельность как метапредметная образовательная технология на уроках биологии, экологии и во внеурочное время


Исследовательская деятельность учащихся как метапредметная образовательная технология на уроках биологии, экологии  и во внеурочное время Косолапова Татьяна Андреевна, учитель биологии, экологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Чёрныш Педагогический форум, 24.03.2015 г. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работеА. Н. Колмогоров Классификация творческих работ учащихся Устное сообщение по теме Реферативная работа Исследовательская работа «Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят - видят» Д. Тенцинг Проблемы Презентация результатов Определение темы исследования Постановка целей и задач Определение методики исследования Формулировка выводов Как сделать так, чтобы исследование было не обузой, а радостью для юных исследователей. ис = из + следованиет.е. следование от куда-то в новом направлении с определённой цельюили ис = из + след извлекать нечто из следат.е.исследование = поиск Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьёрди Поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных»Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей, с. 191, 346] Введение (актуальность, цель, задачи, гипотезы)Глава 1. Обзор литературыГлава 2. Материалы и методыГлава 3. Результаты и их обсужденияВыводы ЗаключениеСписок использованной литературы (Интернет источников) «Тема работы подобна шляпе: она может украсить даму, а может ее изуродовать». Тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении. Алгоритм Пример формулировки темы Предмет Объект 1.Изменение «чего-то» у «кого-то» в «каких-то» условиях Динамика изменения численности населения в селе Чёрныш Динамика изменения численности населения Население села Чёрныш ! Цель всегда одна!В ходе исследования цель меняться не должна! Исследование / изучение / анализ 1 + 2 + 31 – предмет исследования2 – объект исследования3 – метод исследования обеспечить, критически осмыслить, рассмотреть, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать, определить, объяснить, подробно охарактеризовать, доказать, осуществить критический анализ, сопоставить (сравнить), дать оценку, обобщить, представить точки зрения, изучить влияние, оценить эффективность различных методов, определить характеристики явлений, не изученных ранее, выявить взаимосвязь неких явлений, обобщить выявленные закономерности и т. п. Действие Предмет Объект Изучить . . . динамику численности населения ... в селе Чёрныш ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ Цель работы: изучить видовой состав грибов окрестностей с. Чёрныш….Провести мониторинг и выявить наиболее распространенные типы и степень биоповреждения лиственных пород деревьев в различных биотопах окрестностей села Чёрныш. Задачи должны быть подчинены цели исследованияКаждая задача должны подразумевать вопрос ответом на который будет выводЗадачи отражают поэтапность выполнения исследования Задачи должны быть конкретными и достижимыми Берём цель исследования и задаём к ней как можно больше вопросов Цель работы:Провести мониторинг и выявить наиболее распространенные типы и степень биоповреждения лиственных пород деревьев в различных биотопах окрестностей села Чёрныш Задачи исследования:Собрать пробоотборы листьев древесных пород растений: берёзы, ивы, рябины в 2013 году. Выявить и проанализировать различные виды повреждений у древесных растений разных видов и выявить доминирующий тип биоповреждений в 2013 году.Вычислить среднее повреждение листа каждой породы и коэффициент встречаемости для каждого типа повреждений во всех биоценозах в 2013 году. Сравнить полученные результаты в 2013 году с результатами 2012 года. Сделать выводы. Цель работы: изучить видовой состав грибов окрестностей с. Чёрныш. Задачи исследования:Определить и выявить разнообразие видов и семейств грибов на маршрутах.Провести анализ видового разнообразия грибов на маршрутах.Классифицировать грибы по пищевым свойствамВыявить грибы, внесенные в Красную книгу Республики Коми и Российской Федерации Включают описание: места и времени проведения исследованияматериала на котором проводился эксперимент и, возможно, обоснование его выбораэтапов эксперимента (наблюдения и т.д.)способ фиксации данныхспособ интерпретации данных Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена работа: - Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуальность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как ..., привлекает внимание многих ученых, так как является актуальной для ...).- Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что ...- ... Это и определило актуальность более глубокого рассмотрения темы (проблемы), посвященной ... Выводы подчинены цели и задачам исследования:Количество выводов должно соответствовать количеству задачВ выводах содержатся ответы на вопросы подразумеваемые в задачах Результаты и их обсуждения Задача педагога:Научить ребёнка представлять результатыНаучить анализировать (обсуждать) результаты Заключение Заключение - это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по ......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.). Савченков Ю.И,«Влияние пива на сложные формы поведения (экспериментальное исследование) // Сибирский вестник специального образования. Выпуск №2, июнь 2011г. Крейг Кинсли, Келли Ламберт. Материнский мозг: // «Всякая всячина» библиотечка журнальных статей и иных публикаций, заинтересовавших составителя. URL: http://wsyachina.narod.ru/biology/brain_15.html (Дата обращения: 18.02.2013). А ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ СОЗДАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ! Деление на группы БИОЛОГИ ХИМИКИ СОЦИОЛОГИ КРАЕВЕДЫ Объект исследования ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: Определить тему исследования.Поставить цель исследования.Предложить задачи исследования. В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми Через деятельность учителяпредлагает интересную деятельностьхочет, что бы результаты учеников улучшилисьвсе достижения поощряетЧерез систему оцениванияоткрытая система оцениванияпринятие учащимся полученной оценкиЧерез задания разная степень сложности 50% гарантии успеханаличие повторовновизна заданий (для мальчиков – новые задания, для девочек уже знакомая деятельность)