Презентация по русскому языку на тему ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ (4 класс)


ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ:ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРОЕКТА, ГРЫЗУЩИЕ ГРАНИТ НАУКИ,УЧЕНИКИ 4 «А» КЛАССАКЛАДЕЗЬ ЗНАНИЙ:РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА,РАБОТАЮЩИЙ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, БАСИРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА, АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫВ НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, И СЕЙЧАС ОНА СТОИТ ОСОБЕННО ОСТРО.ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ – ОСОБЫЙ ПЛАСТ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАШЕГО НАРОДА, - ДОЛЖНЫ ВОЗВРАТИТЬСЯ В НАШУ РЕЧЬ И ОБОГАТИТЬ ЕЕ.НАША ЗАДАЧА – УЗНАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПРОВЕДЯ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОИСКОВУЮ РАБОТУ. ЦЕЛЬ ПРОЕКТАВЫЯСНЕНИЕ, КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ ЗНАЮТ УЧАЩИЕСЯ,УПОТРЕБЛЯЮТ ЛИ ИХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Основополагающий вопрос проектаЗАЧЕМ НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ? ГИПОТЕЗАИЗ ЧИСЛА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, ЕСТЬ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ ШКОЛЬНИКИ НЕ ПОНИМАЮТ Задачи проекта:ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКАПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫПРЕДСТАВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Этапы подготовки и реализации проекта:Разработка проектного заданияПоиск необходимой информацииОсуществление результатовОценка результатовПроведение урока «Роль фразеологизмов в нашей речи» МЕТОДЫ НАШЕЙ РАБОТЫАНКЕТИРОВАНИЕСБОР ИНФОРМАЦИИАНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИСОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. На краю света (земли) – далеко намылить шею – проучить, наказатьзарубить на носу – запомнить
Источники фразеологизмов ИСКОННО РУССКИЕ(топорная работа, зелёная улица) СТАРОСЛАВЯНСКИЕ (ищите и обрящете)ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ(авгиевы конюшни, внести лепту) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ (синий чулок, бросить перчатку) Фразеологизмы, пришедшие из Библии: Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена. Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная – неожиданная удача. Фразеологизмы, пришедшие из мифов. НИТЬ АРИАДНЫ - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА– уязвимое место. ДАМОКЛОВ МЕЧ – нависшая, угрожающая опасность. ДВУЛИКИЙ ЯНУС- двуличный человек. ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК ПРИШЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:ИИ Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖККАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙЛИСА ПАТРИКЕЕВНАНИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТОСКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯПРИ ЦАРЕ ГОРОХЕСКАЗАНО-СДЕЛАНОСКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕКСКАЗКА ПРОБЕЛОГО БЫЧКАТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИЭТО ВСЕ ПРИСКАЗКА, СКАЗКА БУДЕТ ВПЕРЕДИ МЫ УЗНАЛИ, ЧТО У ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ БЫВАЮТ ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫпустить петуха -фальшиво произвести мелодиюПустить петуха- поджечь что-тоУма палата - семи пядей во лбуГолова на плечах - светлая головаДва сапога пара - одного поля ягодыПерековать мечи на орала - вложить меч в ножны Хоть пруд пруди - кот наплакал, засучив рукава –спустя рукава, заварить кашу - расхлебывать кашуТяжёл на подъем - легок на подъем Современные фразеологизмы Современные фразеологизмы СОВРЕМЕННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ анкетированиеУчащимся было предложено 10 фразеологических оборотов:, {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ударить в грязь лицомКаша в головеВешать лапшу на ушиНамылить шеюНосит ь на рукахЯзык на плечеНа лбу написаноСидеть на шееПускать пыль в глазаНи в зуб ногой Ознакомившись с которыми, ученики должны были ответить на 3 вопроса :Слышал ли ты этот фразеологический оборот?Употребляешь ли ты его в своей речи?Объясни значение этих фразеологизмов 6 % учащихся употребляют фразеологизмы, но не понимают их смысл, и поэтому садятся в галошу МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ, В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr Наши работы ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ Слово нос, выступающее как часть тела или какого-либо предмета, имеет еще одно значение. Так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали всевозможные зарубки на память. Так появилось выражение ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае, если долг не возвращался, то по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.ЗАРУБИТЬ НА НОСУ Нить ариадныЭто выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, которые дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.Переносное значение выражения НИТЬ АРИАДНЫ – средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить. Результаты проектаВсе участники проекта пришли к выводу : далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных . Мы надеемся, что наше исследование помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину. ИсточникиАшукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. - М.: Знание, 1997.-183с.Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.-336с.Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Высшая школа, 2001.-236с.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1994.-431с.Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990.-704с.Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-224с.. Интернет-портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ruИнтернет форум программы "Говорим по-русски!"www.forum.echo. msk.ruИЗОБРАЖЕНИЯINTERNETИгорь Калашников (Knavishkola) www.kaifolog.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!