Урок по самопознанию В зеркале дружбы


План урока «Самопознание»
КГУ «Винненская средняя школа» Дата ___________ №11 Тема: «В зеркале дружбы». Ценность: НЕНАСИЛИЕ. Качества: дружелюбие, не причинять зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом.
Педагог: Карпова Татьяна Викторовна Класс 8 Кол-во уч-ся: _____
Цель: Содействие раскрытия содержания общечеловеческой ценности – ненасилие через глубокую связь между людьми, которая предполагает верность и взаимопомощь.
Задачи:
- способствовать развитию у учеников дружелюбию, т.е. способность видеть и уважать личность в другом человеке - развивать стремление у учащихся не причинять зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом.
 - способствовать воспитанию стремления у учеников к дружелюбию;
Ход урока:Орг.момент. 1. Позитивный настрой.Концентрация на свете.
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее, и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду.... Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Проверка домашнего задания.
1.Прочитать стихотворения Г. Герасименко и С. Соколова о дружбе. Стр. 64 учебника. Ответить на вопросы после стихотворений:
- Как и в чем проявляется дружелюбие?
- Могут ли быть какие-то обязательства в дружбе?
2. Стр. 26,задание №1 в тетради Самопознания:
- Подумайте, какие черты характера должен иметь человек, чтобы его можно было назвать другом?
- Какое место в системе общечеловеческих ценностей вы бы отдали дружелюбию?
"Настоящий друг — это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце."
Позитивное высказывание (цитата).
"Не тот твой друг, кто за столом с тобою ест и пьет,а кто в несчастии любом на выручку придет.Кто руку твердую подаст, избавит от тревог.И даже вида не подаст, что он тебе помог…"- Омар Хайям
Вопросы для обсуждения:
- Согласны ли вы с тем, что главное в дружбе – «придти на выручку»?
- Почему важно «не подать вида», когда помогаешь другу?
Рассказывание истории. ТРИ СИТА СОКРАТА.
Для справок: СОКРАТ ( 470-399 до н. э.),древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Один человек спросил у Сократа: – Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. – Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять.
Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
- Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее? – Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.
- Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? – Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.- Зачем тогда говорить?
Беседа.
Кто герои этой притчи? Что произошло в этой притче?
Почему Сократ предложил «пропустить через три сита» слова о друге?
3. Как вы можете объяснить последнюю фразу Сократа?
4. Как вы понимаете человеческое качество - не причинять зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом.
5. В чем проявляется дружелюбие, т.е. способность видеть и уважать личность в другом человеке
6. Встречались ли вы в своей жизни с людьми, которые не причиняют зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом и способны видеть и уважать личность в другом человеке? Расскажите об этом.
Творческая деятельность, групповая работа.
Стр.78 учебника. Феномен дружбы как таковой до сих пор не раскрыт. Ни один из ученых не разгадал сущности этого явления. Да и каждый из вас не раз задумывался над тем, как поступают истинные друзья, а как просто товарищи.
ЗАДАНИЕ: создать плакаты по группам для раскрытия темы:
«Принцип равенства в дружбе»
«Принцип взаимопонимания в дружбе».
«Принцип искренности в дружбе».
«Друзья познаются не только в беде, но и в радости».
«Способы примирения друзей».
Презентация кластеров учеников.
Мой лучший друг — тот, кто дает проявиться лучшему во мне.
- Генри Форд
Групповоепение.Песня «Совершите чудо»
сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкиной
Землю обмотали тоненькие нити:
Нити параллелей и зеленых рек…
Совершите чудо: руку протяните-
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Совершите чудо: руку протяните-
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От веселой шутки тает даже снег,
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек!
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек!
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век,
Совершите чудо: пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!
Совершите чудо: пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!
Домашнее задание: 1) Прочитать на стр. 67 рассказ «Преданный друг»,
2) В тетради ученика по самопознанию выполнить задание №5 на стр. 31 – нарисовать эмблему-символ дружбы. Придумать посвящение, в котором бы отражались ваши самые сокровенные идеи о настоящей, искренней, бескорыстной дружбе, в которой не было бы зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом.
Заключительная минута тишины.
А теперь, пожалуйста, сядьте удобно, расслабьтесь, спины ровные, глаза закрыты. Вспомните все то, о чем мы с вами говорили на уроке, что особенно понравилось. Как вы представляете себя, свои дружелюбные поступки после этого урока. Я желаю, чтобы вы стремились не причинять зла ни одному существу - ни мыслью, ни словом, ни делом.
Мы с вами очень хорошо потрудились. Спасибо за урок!