Сценарий креатив-боя Моя СООБРАЗИЛИЯ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижний Ломов
Сценарий креатив-боя
в 5 классе
99631594932500«Моя СООБРАЗИЛИЯ»

Выполнила:
учитель информатики
МБОУ СОШ № 2
г. Нижний Ломов
Колеснова В.А.
г. Нижний Ломов, 2015
Цель: повышение уровня сформированности основных характеристик креативности при решении задач открытого типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.
Задачи:
развитие системности, оригинальности мышления; развитие психических познавательных процессов;
развитие умений четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
установка на поиск решения проблем;
критичность;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задачи.
Коммуникативные УУД:
иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Ход занятия:
1.Вводное слово учителя:
Здравствуйте уважаемые учителя!  Здравствуйте уважаемые ребята!
Рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодняшняя игра посвящена неделе естественно-метаматематического цикла, а еще точнее, предмету теория решения изобретательских задач. А как называется наша игра, вы узнаете сами, отгадав ребус. (Презентация)
Правильно, игра называется креатив-бой. Сегодня нам с вами предстоит путешествие в страну СООБРАЗИЛИЮ. Нас ждет увлекательное соревнование по решению изобретательских задач. Готовиться к изобретательству надо с детства – чем раньше, тем лучше. Сегодня у вас есть возможность почувствовать себя изобретателями. Удачи!
2.Интеллектуальная разминка
Цель: активизировать внимание и мышление детей, снять психологическую инерцию перед "трудной работой" - решением открытых задач.
-А для начала небольшая разминка. Ответьте устно на мои вопросы.
1.Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
2.Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит)
3. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
4.Ты, да я, да мы с тобой. Сколько всего? (Двое)
5. Что можно увидеть с закрытыми глазами? ( Сон)
6.Что случится тридцатого февраля? (Ничего: в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает)
7. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице)
8. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
9. Можно ли в решете воду принести? (Да, если это лед)
10. Что идет из города в город и не движется? (Дорога).
-Молодцы, я думаю, что вы готовы к решению более сложных задач.
3. Креатив-бой
Учитель объясняет правила соревнования, ребята вспоминают правила работы в команде, объясняется работа жюри.
Задания демонстрируются на большом экране. Также команды получают тексты заданий.
-В нашем соревновании примут участие 4 команды «Интеллект», «Эрудит», «Мыслители», «Энергия и мысль». Для начала выберем в каждой команде капитана, это человек, который будет все организовывать. Затем выберем секретаря, который будет записывать ваши идеи. И теперь необходимо выбрать докладчика, он будет озвучивать ваши решения.
Внимательно выслушайте правила. Вам предстоит решить 5 задач. За каждый ответ вам начисляется от 1 до 10 баллов. На решение каждого задания дается 5 минут. Каждая команда коллективно работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги.
После окончания отведенного на задание времени листок с ответом передается жюри, а докладчик обосновывает свое решение. Жюри фиксирует, совпадает ли ответ команды с контрольным ответом.
А в жюри у нас сегодня…
Решение задач (презентация)
1. «Приманка для клиентов»
Владелец одного небольшого ресторана в Америке оказался на грани банкротства. Главная причина — мало посетителей. Он как-то пожаловался на трудности своему другу, а тот неожиданно предложил оригинальную идею. Хозяин попробовал и, через некоторое время клиентов в заведении было хоть отбавляй. Предложите и вы, как завлечь людей в ресторан?
Учтите, что повар в ресторане был хороший, обстановка уютная, а сервис на высоте.
Контрольный ответ:
Владелец ресторана ввел правило: каждый клиент сам решает, сколько заплатить за блюда, которые он заказал. Слух о том, что в этом заведении можно заплатить столько, сколько посчитаешь нужным, быстро распространился. Посетители пошли сплошной чередой. При этом оказалось, что за некоторые блюда, они платили гораздо больше, чем была их реальная стоимость.
2. «От дурной головы ноги страдают»
Некоторые дети не хотят ни учиться, ни даже гулять. Они весь день сидят дома, «прилипнув» к экрану телевизора. Что нужно сделать, чтобы дети проводили у «ящика» меньше времени?
Контрольный ответ:
Отец двух мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с телевизионной лихорадкой. Он подсоединил телевизор к динамо-машине, которую надо было крутить, сидя на велораме и усердно работая ногами. После этого интерес детей к телевизору заметно снизился. Они стали смотреть только самые интересные передачи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3.«Откуда рыба в пруду?»
В большом городе в центре жилого микрорайона был котлован, где брали песок для строительства. После окончания застройки котлован заполнили водой – решили, пусть будет искусственный водоем, место отдыха горожан. К изумлению жителей, на следующий год у водоема появились рыбаки – мальчишки, и взрослые приносили домой плотву карасей, ершиков. Многие решили, что это рыболовы – любители выпустили в водоем мальков или рыбью икру. Но оказывается, в глухих изолированных водоемах, возле которых не бывает людей, тоже водится рыба.
Откуда берется рыба в закрытых прудах и водоемах?
Контрольный ответ:
Рыбы достаточно быстро заселяют все подходящие водоемы. Они откладывают икру на траву и другую растительность на мелководье. Плавающие и ныряющие птицы задевают лапками или другими частями тела за траву, икринки прилипают к ним. Птицы летят на другие водоемы. И там происходит все наоборот – икра, смоченная водой, снимается при касании за
4. «Фантазия детей»
Из опыта работы специалиста по развитию творчества у детей:
«Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. «Оборудование» было предельно простым — две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.
На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного — мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой... и остановился.
«Оборудование» я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь — подать вторую веревку. В этом и была изюминка задачи: как одному справиться с работой, для которой нужны двое?.."
В итоге двое детей из группы смогли решить эту задачу. Как они это сделали?
Контрольное решение:
Привязать игрушку к одному концу и раскачать.
И даже после того, как из комнаты все убрали, один из ребят догадался, как можно выйти из положения. Он снял ботинок и привязал его вместо игрушки.
5. Пусть не воруют!
Американская фирм “Рибок”, выпускающая спортивную обувь, построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Качество обуви хорошее, основное место сбыто – крупные европейские и американские магазины. Как быть? Самое плохое решение - применить репрессивные методы
Контрольный ответ:
 Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят один только правый ботинок, а в Таиланде – левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.
- Ну вот, и все задачи. Попросим жюри подсчитать количество баллов. А для вас ребята в это время еще один конкурс «Дешифратор». Расшифруйте известные пословицы.
1.Лучше недосол на столе, чем пересол на спине.
2. Все новое, это хорошо забытое старое.
3. По одежке встречают, по уму провожают.
4. Грамоте учиться, всегда пригодится.
5. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
6. Волков бояться, в лес не ходить.
4.Рефлексия
- Что больше всего запомнилось? Что было наиболее интересным? Что не понравилось? Какие пожелания?(Презентация)
5.Подведение итогов, награждение
1. Оглашение жюри итогов по количеству набранных баллов.
2. Награждение:
Командам – сладкие призы.
Грамоты:
-«Победитель креатив-боя»
- «За самую практическую идею»;
- «За самую оригинальную идею»;
- «За лучшее обоснование идеи».
Слова учителя: «Вся жизнь – открытая задача.
Решай и ждет тебя удача!»